Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Реставрация живописи в Успенском соборе

Реставрация живописи в Успенском собореВ XVIII-XIX веках делались попытки благоустроить древнее здание. В 1773 году слюдяные оконницы были заменены рамами со стеклом. В 1856 году в собор провели духовое отопление от печей из Мироваренной палаты. Однако это новшество принесло больше вреда, чем пользы.

Прогревалась только нижняя часть помещения, где воздух становился очень сухим. Верхний ярус и барабаны не отапливались, в результате чего там скапливалась влага. Вместе с теплым воздухом в собор проникали сажа и копоть.

На стенописи и иконах появились вздутия, многие иконы покоробились и растрескались, живопись потемнела, а местами осыпалась. Первые попытки реставрировать живопись в Успенском соборе стали предприниматься с середины XIX века. В 1852 году для расчистки икон в центральном иконостасе был приглашен художник Н. И. Подключников, известный также как реставратор картин и икон, то есть человек редкой квалификации, так как опытом раскрытия икон в то время не обладали даже иконописцы.

За летний сезон 1852 года Н. И. Подключников расчистил почти весь иконостас (около ста икон), за исключением нескольких местных икон: «Богоматерь Владимирская», «Устюжское Благовещение», «Успение», «Спас императора Мануила». Яркость и свежесть открытых реставратором первозданных красок вызвали восторженные отзывы одних и глубокое недоверие других исследователей и любителей старины, которые заподозрили художника в том, что он подделал, поновил древнюю живопись.

Действительно, как выяснилось при последующей реставрации этих икон, Н. И. Подключников раскрывал живопись только до записей конца XVII века, а затем сам прописывал ее и покрывал вместо олифы мастичным лаком. Позже, во время реставрации Успенского собора в 1883 и 1895 годах, эти иконы еще раз поновлялись иконописцами Ручкиным и Чириковым.

Середина и особенно вторая половина XIX века отмечены все более возрастающим интересом к русской старине, истории национальной культуры, который возник в среде интеллигенции в начале столетия и был ознаменован грандиозным историческим трудом Н. М. Карамзина, созданием при Московском университете Общества истории и древностей Российских, а позже — Московского археологического общества, исследованиями выдающихся ученых Н. П. Кондакова, Д. А. Ровинского, И. Е. Забелина, С. М. Соловьева, Г. Д. Филимонова и многих других. Обращение к русской старине положило начало частным собраниям, способствовало открытию многих музеев и систематизации их коллекций (такой труд, например, был осуществлен Г. Д. Филимоновым в Оружейной палате).

Именно в 80-90-х годах XIX века были предприняты попытки провести серьезные реставрационные работы в Успенском соборе, опирающиеся на изучение исторических документов, древних его описаний и изображений. Руководила этими работами специально созданная Комиссия Московского археологического общества, которая ставила своей задачей сохранить в неприкосновенности уцелевшие в соборе «древности» и восстановить утраченные «по древним образцам».

В это время изучению Успенского собора, который впервые начинает осознаваться как памятник русской истории и культуры, посвящается ряд исследований и публикаций. Когда в 1882 году заменялись обветшавшие деревянные конструкции иконостаса, были вновь обнаружены древние фрески алтарной преграды.

На этот раз они были зарисованы архитектором Д. И. Чичаговым, а также воспроизведены в фотоальбоме, изданном А. А. Ширинским-Шихматовым. Еще раньше, в 1856 году, архитектор Ф. Рихтер опубликовал планы и чертежи Успенского собора. В 1894-1895 годах проводились большие ремонтно-реставрационные работы, которые были направлены главным образом на восстановление первоначального архитектурного облика храма, искаженного перестройками последней четверти-XVII века.

Наблюдение за ходом работ производилось членами Археологического общества, а руководили их проведением архитекторы: сначала Д. Н. Чичагов, а после его смерти К. М. Быковский, который оставил о них подробный отчет. Помимо ремонта сводов, кровли, позолоты куполов и установки новых крестов проводилась собственно архитектурная реставрация.

С наружных стен была счищена штукатурка, а обветшавший камень на фасадах заменен новым, первоначальную форму приобрели окна (за исключением внутренних откосов в алтаре) и валики, обрамлявшие их снаружи, были восстановлены сферические покрытия малых апсид, прежде закрытые односкатной кровлей. Внимательное изучение архитектурных форм собора позволило сделать ряд открытий. Восстанавливая цоколь, скрытый поздними наслоениями, ученые нашли остатки двух древних мостовых.

При ремонте кровель были обнаружены «тайники» — казнохранилища, устроенные Фиораванти в основании центральной главы и над алтарной апсидой. В то же время велись работы и в интерьере. И здесь труд исследователей был вознагражден.

При обследовании живописи под слоями масляных красок открылись фрагменты фресок 1642-1643 годов. Однако расчищать их сразу не решились, ограничившись лишь обшей промывкой стенописи, заделкой повреждений и дополнением утрат.

При этом в восстановленных откосах окон иконописцы Чириков и Дикарев заново написали фигуры святых. Принятое в 1894-1895 годах решение о продолжении реставрации здания и полном раскрытии фресок начало осуществляться только пятнадцать лет спустя. Для наблюдения за ходом этих работ была создана специальная исполнительная комиссия во главе с А. А. Ширинским-Шихматовым, в состав которой вошли такие видные архитекторы, археологи, историки, как академик П. П. Покрышкин, которому была поручена организация работ, профессор А. Н. Померанцев, Р. И. Клейн, И. П. Машков, А. И. Успенский, Н. В. Покровский, Н. П. Лихачев.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи