Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Реставрация живописи

Реставрация живописиТрудно сказать, какая живопись была на стенах лестничных, башен перед реставрацией 1843-1853 гг., но в результате ее расчистки обнаружены известные нам светские фрески — объект настоящего исследования. С наиболее интересных фресок, открытых в 1843-1846 гг., Ф. Г. Солнцев сделал акварельные зарисовки, не утратившие важного значения и в наши дни. Им зарисованы четыре светские фигуры в центральном нефе, композиция с византийским императором в северной башни, сделаны с многих других светских фресок. Значение зарисовок и прорисей велико, так как они отражают сохранность фресок почти на протяжении полутора столетий. «Поновление» живописи Софийского собора, продолжавшееся с 1847 по 1853 гг., вначале было поручено петербургскому иконописцу Пешехонову.

Он расписал центральный неф собора клеевыми красками, которые с наступлением весны потекли из-за конденсата, образовавшегося ввиду отсутствия в соборе отопления. Вскоре Пешехонов был отстранен от «поновления» живописи, а вместо него приглашен иеромонах Киево-Печерской лавры Иринарх, который, как и его предшественник, не смог удовлетворительно справиться с поставленной задачей. Работы по реставрации живописи собора были завершены в 1853 г. под руководством священника Софийского собора Желтоножского.

Что можно сказать о масляной живописи, появившейся в результате этих работ? Несмотря на то, что реставраторам было поставлено условие прописать фрески новой живописью, придерживаясь древних контуров, это требование выполнялось не всегда. Многие изображения писались произвольно и часто не по первоначальным контурам; сопроводительные надписи искажались или заменялись другими, не соответствовавшими древним сюжетам фресок.

Ярким примером безответственности по отношению к древней живописи XI в. может служить метаморфоза, произошедшая в результате «поновления» с упоминавшимися выше светскими фигурами, открытыми в центральном нефе. Не считаясь с древними изображениями, их переписали в великомучениц, дописав нимбы и дав в руки фигур по кресту. Далее коснемся этого вопроса более подробно.

В 1934 г. в соборе был основан Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей». С этого времени началось систематическое исследование памятника, его архитектуры, реставрация живописи, археологические работы, обмеры и т. д. В период с 1934 по 1941 гг. в нем работали: архитектор В. И. Моргилевский, археолог М. К. Каргер, реставраторы П. И. Юкин, Д. И. Киплик, В. А. Фролов и др. После Великой Отечественной войны и организации Академии архитектуры. УССР работы по исследованию Софийского собора и окружающих его зданий XVIII в. развернулись особенно широко.

Исторические предпосылки возникновения светских росписей софийского собора

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи