Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Северные алтарные помещения Успенского собора

Северные алтарные помещения Успенского собораСеверные алтарные помещения Успенского собора — жертвенник и Петропавловский придел — были разделены сплошной стеной высотой около четырех метров. Она шла от пилона между двумя апсидами до каменной алтарной преграды, в которой были сделаны два арочных входа. Освещались они через окна северной стены и апсид, а также северо-восточной главы, охватывающей оба эти помещения.

Аналогичным образом была устроена и юго-восточная часть собора, тоже разделенная стеной на два придела: южный — Дмитровский и находившийся ближе к алтарю Похвальский придел, одновременно служивший дьяконником. Кроме того, Аристотель Фиораванти разместил в этой части алтаря еще соборную ризницу, куда попадали по заключенной в специальный короб лестнице, которая вела также на чердак и кровлю.

Сама ризница первоначально представляла собой двухэтажные «полати», располагавшиеся на высоко поднятом крестовом своде в западной части Похвальского придела. Под этим сводом находились стена, разделявшая Похвальский и Дмитровский приделы, а также узкий проход, который вел из основного помещения храма в Дмитровский придел. Нижний ярус ризницы был закрыт со всех сторон глухими, прорезанными лишь световыми оконцами стенами, а верхний представлял собой хоры, расположенные почти под самым юго-восточным барабаном.

С западной стороны к стене «полатей» примыкал иконостас, почти полностью скрывавший их от посторонних глаз. «Полати» представляли собой достаточно надежное помещение для хранения драгоценной церковной утвари, поскольку были мало заметны как из самих приделов, так и из центральной части собора.

Восточные же части южных приделов были объединены общим подкупольным пространством и освещались сверху через окна юго-восточной главы. Стройное и логичное построение Фиораванти юго-восточной части алтаря было нарушено во второй половине XVII века, когда в связи с необходимостью увеличения соборной ризницы она была перестроена. Восточную часть Дмитровского и первоначального Похвальского приделов перекрыли низкими сводами, превратив их в небольшие помещения, освещенные прорубленными в нижней части стен прямоугольными оконцами, которые снаружи украшены типичным для XVII века декором из полуколонок с «дыньками».

Второй этаж, расположенный над этими помещениями, по-прежнему был занят соборной ризницей и библиотекой. Первый ярус фиоравантиевских «полатей» после разборки их восточной стены стал играть роль хоров в западной части ризницы.

А на второй их ярус под барабан был перенесен Похвальский придел, который упоминается как верхний уже в 1677 году. Туда вела каменная лестница, перестроенная в 1741 году по проекту архитектора И. Мичурина. Несмотря на то, что архитектура Успенского собора на протяжении веков не раз подвергалась значительным переделкам, они не нарушили строгой гармонии его художественного образа.

И ныне, как и пятьсот лет назад, он поражает нас «величеством и высотою, светлостью и звонкостью и пространством». Облик Успенского собора говорит о том, что его создатели хорошо понимали роль и значение нового храма, предназначенного не только для церковных служб, но и для проведения парадных церемоний и обрядов, имевших общегосударственное значение. Действительно, в конце XV века при русском дворе складывался заимствованный в своей основе из Византии торжественный церемониал, который отличался большой пышностью.

Так, 4 февраля 1498 года в Успенском соборе впервые был совершен чин венчания на великокняжеский престол внука Ивана III Дмитрия. До этого на Руси не существовало такого обряда: великие князья передавали свой титул вместе с вотчиной по духовной грамоте.

В период татаро-монгольского владычества ханский ярлык на великое княжение вручался им в Орде, а иногда во Владимире или у южных врат московского Успенского собора. Чин венчания на царство Ивана IV 16 января 1547 года, который ознаменовал наступление нового, завершающего этапа в утверждении самодержавной власти русских государей, был тщательно разработан, по-видимому, при участии митрополита Макария и обставлен с исключительной пышностью32. С тех пор этот обряд стал обязательным при восшествии на престол всех русских царей и, подчеркивая идею богоизбранности государя, должен был служить укреплению союза церкви и государства.

Издавна повелось, что в Успенском соборе, у гроба митрополита Петра и перед иконой «Богоматерь Владимирская», удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю; воеводы и князья получали благословение перед важнейшими военными походами и отмечали свои триумфы. Так, еще в 1380 году в древнем Успенском соборе, построенном Иваном Калитой, была отпразднована победа Дмитрия Донского на Куликовом поле. Успенский собор был также местом поставления митрополитов и патриархов.

Наиболее раннее из упоминаемых в древних актах рукоположение митрополита «всея Руси» Иоасафа состоялось здесь в 1539 году в присутствии великого князя, высшего духовенства и бояр. По установившейся традиции кандидатура новопоставляемого утверждалась по жребию перед наиболее чтимой святыней собора — иконой «Богоматерь Владимирская». Здесь же в 1589 году был избран и первый русский патриарх Иов. Это событие окончательно закрепило фактически независимое положение русской церкви от Константинополя, которое стало складываться еще со времени поставления митрополита Ионы в 1448 году собором русских епископов без санкции константинопольского патриарха, и стало очевидным фактом после падения византийской столицы в 1453 году.

В Успенском соборе проводились и другие праздничные службы и церковные обряды: освящение елея и мира, театрализованное представление «чина пещного действа» в память трех легендарных вавилонских отроков, спасенных из огненной печи, во время которого из-за иконостаса спускался «ангел, писанный на харатье» (пергамене). Здесь же проводился «обряд православия», то есть возглашение анафемы отступникам, еретикам и государственным изменникам и поминание «ревнителей христианского благочестия».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи