Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Широкое распространение симметричных композиций в храмовых росписях Византии

Широкое распространение симметричных композиций в храмовых росписях ВизантииШирокое распространение симметричных композиций в храмовых росписях Византии, вероятно, было связано с дворцовыми церемониями, во время которых высшие придворные чины располагались по обе стороны от императора в строгом иерархическом порядке. Впоследствии этого правила придерживались при размещении персонажей в ктиторских и других композициях предстояния перед Христом, чему в византийском искусстве существуют многочисленные примеры. Как мы увидим далее, по такому принципу написана и ктиторская фреска в Софийском соборе в Киеве.

Византийский придворный церемониал, несомненно, оказал влияние на появление в храмовых росписях торжественных, симметричных композиций наподобие «Евхаристии». Мало того, постепенно сложилось правило, как относительно главной фигуры должны размещаться в зависимости от чинопочитания прочие персонажи. В соответствии с придворным этикетом место по правую руку императора (а в живописи Христа) считалось наиболее почетным и предназначалось для второго по рангу лица империи.

Обычно это был кесарь — наследник престола. Принцип расположения фигур относительно главной получил широкое распространение в византийском искусстве; он стал одним из важнейших иерархических правил, которому на протяжении многих веков следовали художники-монументалисты, иконописцы, резчики по камню и кости.

Особенно заметно его влияние в композициях «Евхаристия», «Деисус», сценах коронования или ктиторских композициях. Так, в «Евхаристии» возле престола дважды изображался Христос, причащающий апостолов.

Композиция построена таким образом, что апостол Петр оказывается по правую руку от Христа, а Павел по левую руку от другого изображения Христа. Предпочтение отдается Петру, и поэтому он изображен на почетном месте справа, чем подчеркивается его значение в церковной иерархии. Любопытна в этом плане и композиция «Деисус», состоящая в своем простейшем варианте из трех полуфигур в медальонах: в центре Христос, по правую руку от него — Богоматерь, по левую — Иоанн Предтеча.

Здесь особенно ярко проявился иерархический; принцип расположения персонажей относительно главной фигуры. Предпочтение отдано Богоматери, помещенной по правую руку от Христа на почетном месте.

И это понятно в свете правил средневекового искусства, поскольку Богоматерь стояла значительно выше в иерархии, чем Иоанн Предтеча. На примере рассмотренных композиций следует упомянуть принцип — особенность, отмечаемую исследователями для искусства XI в. не допускалось, чтобы главная фигура в композиции по своим размерам была значительно больше рядом стоящих с ней второстепенных. В Византии и на территориях, находившихся под ее культурным влиянием, размещение в храме во время церемоний народа и императора с синклитом также было связано с определенными традициями.

Император с приближенными во время богослужений размещался на втором этаже, на хорах, а простой народ толпился внизу. Каждый посетитель храма знал свое место, которое отводилось ему в зависимости от его социального положения в обществе. Д. Ф. Беляев, описывая торжественные выходы византийских императоров в собор св. Софии Константинопольской, писал: «Отводя под гэниконит (женскую половину церкви) левую сторону, или, точнее, левый корабль храма св. Софии, а не только верхние галереи, мы не сделаем чего-либо необычного, наоборот, мы констатируем для храма Софии то, что было издавна в христианских храмах, в которых издавна для женщин отводилась левая сторона храма, а в трехкорабельных базиликах левый корабль».

На то же неоднократно указывал и Н. П. Кондаков. С введением христианства этот обычай постепенно распространился на Руси. Во время церемоний в соборах собирались представители всех слоев феодального общества.

Народ во главе с князем и феодальной знатью располагался в храме на строго определенных местах, более или менее почетных в зависимости от того, какое место занимал тот или иной прихожанин в социальной иерархии. Князь, княгиня, его наследники и прочие члены княжеской семьи, приближенные к нему лица из числа придворных и феодальной знати располагались, как и византийский император с семьей и наследниками, на хорах, а простой народ толпился внизу.

Подобное расположение народа в храме подчеркивало социальное неравенство на Руси. Мало того, регламентация, как и в Византии, коснулась таких, казалось бы, мелочей, как место княгини и наследников относительно княжеского места, находившегося в западной части хор напротив главного алтаря.

Так, место по правую руку князя, то есть более почетное, предназначалось для мужской половины княжеской семьи — наследников Киевского стола. Оно размещалось с южной стороны хор, а княжеская женская половина — на северных хорах.

О том, что дело на Руси действительно обстояло таким образом, можно судить на основании древнерусских граффити, написанных женщинами на северных, а мужчинами на южных хорах Софийского собора в Киеве, о чем подробнее скажем далее. Казалось бы, мы несколько отклонились от темы, но именно расположение прихожан в храмах Византии и Руси имеет прямое отношение к построению композиций предстояния перед Христом, к которым относится и ктиторская фреска Софийского собора в Киеве — один из главных объектов нашего исследования.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи