Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Символизм композиции

Символизм композицииСимволизм композиции в целом, принцип размещения персонажей, подчиненный, как. и в древности, строгой иерархии, понимание необходимости в посредничестве Богоматери между ктитором и Христом — свидетельствуют о знании и стремлении следовать старым традициям, вероятно, исходившим под влиянием софийской фрески от самого заказчика — Петра Могилы. Рассмотренные примеры средневековой монументальной живописи и книжной миниатюры, главным образом ктиторские композиции и сцены коронования, относятся к репрезентативному жанру. Иногда их называют полуцерковными и полагают, что многофигурные ктиторские композиции, где помимо самих ктиторов представлены члены их семей, вероятно, сложились первоначально в дворцах знати, а затем уже были позаимствованы императорской иконографией и перенесены в королевские и императорские дворцы. Время возникновения жанра византийских групповых портретов относится к XIII в. К сожалению, они не сохранились из-за разрушения дворцов и церквей в Константинополе и его окресностях.

В некоторой мере судить о подобных произведениях византийского искусства можно, впрочем, как и об охотничьем жанре, по скупым упоминаниям письменных источников, главным образом по миниатюрам в рукописях, изображающих донаторов с их семьями. Одним из наиболее ранних упоминаний групповых портретов, изображавших византийских императоров, является описание Константином Багрянородным мозаики в константинопольском дворце Кенгурион, на которой был представлен император ВасилийМакедонец с супругой и детьми возле креста.

Известно, что императорские династии Палеологов, Комненов, Ангелов, Контакузенов требовали изображать себя вместе с членами своих семей. Групповые портреты, получив распространение в дворцовом византийском монументальном искусстве, постепенно оказали влияние на иконографию ктиторских композиций. А. Грабар приводит в качестве примера миниатюру из Псалтыри Гамильтона XIII в. Государственной библиотеки в Берлине.

На ней изображен неизвестный по имени император с семьей и родственниками, стоящими перед иконой Богоматери. Из подобных же фронтисписов рукописей можно назвать изображение императора Мануэля II Палеолога с императрицей и тремя сыновьями перед Богоматерью и Христом в манускрипте 1402 г. (Париж, Луврский музей) и др. Наибольший интерес, как прямая параллель к киевской фреске, представляет для нас изображение княжеской армянской семьи перед Христом, Богоматерью и Иоанном Предтечей, то есть деисусом в Евангелии, выполненном в 1272 г. (Ерусалим, армянский патриархат).

Миниатюра изображает донаторов: князя Леона и его супругу — королеву Керим, трех сыновей и двух дочерей. Как мы убедимся далее, композиция миниатюры наиболее близка ктиторской фреске Софийского собора.

На ней князь — по правую руку от Христа за Богоматерью. Далее за ним — по старшинству — три его наследника на коленях, с согнутыми в локтях, воздетыми вверх руками.

Княгиня Керим помещена по левую руку Христа за Иоанном Предтечей, а за ней — две ее дочери, также стоящие на коленях. На голове князя — зубчатая корона, на волосах княгини — диадема в виде обруча с перекрещивающимися сверху дужками. На головах княжичей также диадемы.

У дочерей из-под диадем на плечи ниспадают покрывала. Следует особо отметить в миниатюре расположение фигур — мужских по правую руку от Христа, женских — по левую, а княжичей в иерархическом порядке, то есть строго по старшинству, с воздетыми к Христу руками. Эти признаки свидетельствуют о несомненном знакомстве художника-миниатюриста с принципами византийской монархической иконографии, которым он неукоснительно следовал.

Что же касается византийских светских дворцовых росписей, то привести примеры и проследить, как на них влияли упоминавшиеся выше особенности средневекового искусства, трудно из-за разрушения дворцовых зданий. Сохранились письменные свидетельства о светских стенописях императорского триумфального цикла, которые не были большой редкостью в дворцах Константинополя.

О них сообщают: Константин Багрянородный, Никита Хониат, Киннам и другие авторы. Известно, что византийские императоры из династии Комненов Мануил I (1143-1180) и Андроник I (1183-1185) украшали стены своих дворцов различными сценами светской живописи.

Мануил I построил в Константинополе на берегу моря большой и роскошно украшенный Влахернский дворец. Его стены и колонны были покрыты золотом, серебром и батальными сценами, изображавшими подвиги императора в борьбе с варварами «ко благу римлян», а также сражения далекого прошлого. По мнению исследователей, сюжеты монументальных росписей Влахернского дворца Комненов могли быть навеяны охотничьими приключениями и военными подвигами Василия I (867-886), о чем можно судить по росписям Большого дворца, построенного императором, и миниатюрам в хронике Иоанна Скилицы.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи