Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Софийские граффити

Софийские граффитиПривлекая софийские граффити в качестве источника для уточнения времени постройки Софийского со бора, нельзя недооценивать их важности и для датировки монументальных внутренних росписей. Споры о дате строительства собора оказали влияние и на вопрос о времени выполнения в нем фресковой живописи. Высказывались мнения, что фрески собора выполнялись позже, как и в Софии Новгородской, где часть росписей относится к 1108 г. Известный художник-реставратор Н. П. Сычев полагал, что украшение Софийского собора живописью растянулось чуть ли не до конца 60-х годов XI в. Этот вывод убедительно опровергается упоминавшимися граффити 1032, 1052 и 1054 гг., свидетельствующими, что в это время центральная часть храма уже была расписана фресками. В. Н. Лазарев на основании тех же граффити (кроме 1032 г.) крайними хронологическими рамками росписей в центре собора называл 1042- 1043 гг., а в приделах — 1061-1067 гг. Последние даты были им взяты на основании приписки в Мстиславовом евангелии об освящении Софийского собора 4 ноября, поскольку воскресные дни, когда обычно происходило большое освящение храмов, по хронологическим расчетам на этот месяц и число приходились в 1061 или 1067 гг. Заметим, что воскресенье 4 ноября было и в 6547 г. (1039).

Кроме того, В. Н. Лазарев не знал еще о надписи 1032 г. из Георгиевского при дела, датирующей фресковую живопись в основной пятинефной части собора. Если о времени выполнения живописи в центральной части собора, благодаря находкам граффити, вопрос ясен — они были написаны еще при жизни Ярослава Мудрого, то о фресках лестничных башен высказывались мнения о еще более позднем их происхождении.

Подобный взгляд явился результатом бытовавшего мнения о якобы двух этапах строительства собора и пристройке башен к основному ядру в более позднее время. При этом оставался открытым вопрос: как при отсутствии лестничных башен попадали на второй этаж здания?

Обратимся к истории изучения архитектуры Софийского собора, непосредственно связанной с нашей темой, архитектурному типу здания, его первоначальному виду, архитектуре интерьера и этапов постройки храма.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи