Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Сообщение о поездке княгини Ольги в Константинополь

Сообщение о поездке княгини Ольги в КонстантинопольСообщение о поездке княгини Ольги в Константинополь содержится в западном известии «Продолжателя аббата Регинона Прюмского», где сказано так: «Послы Елены королевы ругов, которая была крещена в Константинополе при константинопольском императоре Романе, явившиеся к королю, неискренне, как потом выяснилось, просили назначить тому народу епископа и просвитеров» . Это сообщение не имеет особого значения для рассматриваемого вопроса, поскольку мы знаем о поездке Ольги в Царьград, но оно свидетельствует о громкой известности события в средневековом мире. Нами уже упоминалось о зависимости средневекового изобразительного искусства, в том числе и древнерусского, от тех или иных литературных сюжетов. Путешествие княгини Ольги в Царьград, ее крещение там, пышный прием — все это, видимо, произвело достаточно сильное впечатление на тогдашний средневековый мир и не ускользнуло от внимания хронистов, зафиксировавших в своих трудах этот важный эпизод русско-византийских отношений.

Сюжет об Ольге в византийской рукопией Иоанна Скилицы был иллюстрирован одной миниатюрой, а в древнерусской Радзивилловской летописи — тремя. Миниатюра в рукописи Иоанна Скилицы озаглавлена: «Архонтисса руссов, жена Эльга, которая пришла к царю Константину и была окрещена». На ней изображен справа Константин VII, сидящий на золотом троне.

Он в пурпурной мантии-хламиде и большой прямоугольной стемме на голове. В правой руке — скипетр, завершающийся крестом, левая — вытянута в сторону Ольги.

Княгиня стоит перед царем, как и все присутствующие, скрестив руки на груди, в соответствии с придворным этикетом. На ее голове поверх волос белый, свернутый особым образом мафорий, ниспадающий сзади на плечи. Вверху надпись, сделанная пурпурными чернилами.

Рядом с княгиней — придворная дама. Она также с белым платком на голове, но ее платье отличается от Ольгиного, это не мантия.

Слева под аркой — свита Ольги в длинных одеждах и белых головных уборах — шапках полусферической формы. Дворец изображен в виде аркады, перекрытой, видимо, двухскатной крышей.

Слева к дворцу примыкают две башни, справа — какое-то нагромождение пристроек с крытым балконом, выступающим за фасад здания. Н. П. Кондаков, разыскавший в Мадридской библиотеке в рукописи Иоанна Скилицы ряд миниатюр, имеющих отношение к древней Руси, почему-то не обратил внимание на сходство миниатюры с изображением Ольги на фресках башен Софийского собора в Киеве.

Эту несомненную близость несколько позже заметил Д., В. Айналов. Но все его попытки сблизить миниатюру с фреской «Ипподром» оказались тщетными и безрезультатными.

Поездка княгини Ольги в Константинополь изображена на миниатюрах Радзивилловской летописи. На первой из них Ольга, еще язычница, беседует с императором. Справа ее крестит патриарх.

На следующей миниатюре, Ольга, преподносит дары царю. Еще одна миниатюра изображает отъезд.

Ольга на берегу моря принимает благословение патриарха, а рядом она уже сидит в ладье со своими спутниками.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи