Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Сравнение с памятниками византийского искусства

Сравнение с памятниками византийского искусстваСравнение с памятниками византийского искусства необходимо, поскольку сходство фресок с ними отмечалось, как мы видели, авторитетными исследователями, с мнением которых необходимо считаться. Основной задачей после сравнения фресок с памятниками искусства Византии будет: выявление местных черт и особенностей, появившихся, возможно, в результате пожеланий заказчиков живописи собора, уточнение атрибуции персонажей главных композиций и на основании этого концепции светских фресок башен в целом. Начало изучения этих вопросов предпринято нами в 1981 г. в специальной статье о живописи башен Софийского собора 29. В ней основное внимание уделено атрибуции главных персонажей в композициях «Прием византийским императором» и «Ипподром», сделан вывод о том, что женская особа, дважды изображенная перед императором на фресках башен,- киевская княгиня Ольга.

Обратимся теперь к самим фрескам. О том, в каком порядке расположены фрески в башнях, ничего не известно. Однако в центральной части собора, по наблюдениям исследователей, так называемый евангельский цикл живописи разворачивается во времени сверху вниз и слева направо.

Правдоподобно, что и светская живопись в башнях располагалась по тому же принципу. Как мы увидим далее, это подтверждается не полностью.

Фресковые сюжеты разворачиваются, хотя и слева направо, но снизу вверх по ходу лестницы. Рассмотрение фресок начнем с северо-западной башни собора.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи