Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Сторонники строительства Софийского собора

Сторонники строительства Софийского собораСторонниками строительства Софийского собора в 1037-1044 гг. относительно надписи 1032 г. высказывались мнения, что это якобы какие-то арифметические упражнения или ретроспективная дата. Даже если бы это было простое арифметическое или хронологическое упражнение, то скорее можно было бы ожидать написания даты текущего года, а не какой-то случайной. Что же касается ретроспективного характера надписи, то этот довод не может быть принят, так как среди софийских граффити не встречено надписей, говорящих о каких-то прошлых событиях, что, видимо, связано с упоминавшейся злободневностью подобного эпиграфического материала. Дата 6540 г. (1032) написана четко и читается вполне определенно, и только число индикта вызывало у нас некоторые сомнения, так как оно оказалось меньшим, чем следовало ожидать для указанного года.

Цифра индикта 6540 г.-15 всего на единицу отличается от указанной в надписи -14. Последнее могло быть связано со стилем летосчисления, летним или зимним временем записи события. Для уточнения времени постройки собора несоответствие в одну единицу существенного значения не имеет. Дата 6540 г. (1032) представляется нам чрезвычайно важным аргументом в пользу ранней закладки и строительства Софийского собора, так как это не какие-то гипотетические выводы, а вполне определенная реалия, датирующая здание и даже выполнение живописи.

Как мог быть Софийский собор заложен в 1037 г., если на его стене в 1032 г. сделана надпись? Находка даты 1032 г. подтверждает достоверность ранней летописной традиции, читающейся в некоторых списках Новгородских летописей, восходящих к Софийскому своду 30-х годов XV в., согласно которой строительство Софийского собора в Киеве относится к 1017-1037 гг. Ю. С. Асеев, вслед за В. Н. Лазаревым, попытался привлечь в качестве аргумента поздней постройки Софийского собора ктиторский портрет Ярослава Мудрого, частично сохранившийся в центральном нефе. Ввиду того, что подробное рассмотрение ктиторской композиции собора является одной из главных наших задач, то все вопросы, связанные с ним, мы рассмотрим в соответствующей главе книги.

Забегая вперед, скажем, что групповой портрет семьи Ярослава Мудрого действительно важный аргумент для точного определения времени постройки собора и выполнения его внутреннего убранства. Он свидетельствует в пользу ранней даты его сооружения, как это мы увидим далее. Подводя итог, мы отдаем предпочтение ранней летописной традиции, относящей строительство собора в Киеве к 1017-1037 гг. Что же касается даты 1032 г., то она вряд ли может быть доказательством завершения строительства собора и окончания выполнения живописи в этом же году.

Она подтверждает раннюю дату строительства собора и свидетельствует, что в 1032 г. в апсидной части Георгиевского придела уже была фресковая живопись. В «Слове о законе и благодати» Иларион, сравнивая постройку Софийского собора в Киеве и храма в Иерусалиме, отметил, что постройка была задумана царем Давыдом, а сооружена (в течение 20 лет) его сыном Соломоном, о чем уже речь шла выше.

Параллель с Софийским собором в Киеве должна была не только показать, что храм был задуман Владимиром и построен Ярославом, а и подчеркнуть строительство обоих храмов на протяжении 20 лет. Такое совпадение во времени сооружения обеих построек показывает, что Иларион ориентировался на летописную дату закладки собора в 1017 г. и завершения постройки в 1037 г. Строительство Софийского собора широко развернулось, вероятно, только после 1026 г., когда был заключен мир с Мстиславом Тмутараканским. Оно было завершено в 1037 г., что и послужило поводом для появления в летописи похвалы Ярославу Мудрому под этим годом. В последнее время в литературе о Софийском соборе появились мнения, которые, на наш взгляд, неоправданно модернизируют летописные сообщения.

Строительство собора связывается с «вторым объединением Руси» под властью Киева после смерти Мстислава в 1036 г. и «победным завершением столетней борьбы» с печенегами. Софийский собор якобы «храм — памятник в честь выдающейся победы и объединения Руси в единой древнерусской державе» .

Мы не согласны с этими домыслами, поскольку в летописи кроме того, что Ярослав назван «самовластцем», конкретно об этом ничего не сказано. Что же касается Древнерусского государства, то оно сложилось, как известно, еще в IX в. Борьбу за наследие Владимира Святославича никак нельзя назвать распадом Руси.

Не стоит повторять старое и недоказуемое утверждение о якобы постройке собора в честь победы над печенегами. Это, конечно, более понятно для современного читателя. Софийский собор строился, в первую очередь, как Русская митрополия, главный храм Руси, и в глазах современников событие это было самым важным и понятным для средневекового человека.

Если бы летописец не указал на Софийский собор как на ориентир, где произошла битва с печенегами, то мы вообще не знали бы о связи этих двух событий. Однако этого не хотят замечать некоторые современные авторы, прибегая к эмоциональному толкованию летописного текста.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи