Строгие правила и символические представления росписей в храме
Строгие правила и символические представления распространялись и на расположение росписей в храме. В понимании византийца, храм являлся как бы копией вселенной, микрокосмосом, поэтому живопись в нем размещалась в строгом иерархическом порядке. Уже в ранневизантийских храмах сложилась традиция помещать в верхних частях здания изображения Христа-Пантократора, Богоматери или архангелов, то есть персонажей, занимавших верхние ступени в христианской иерархической лестнице. Ниже изображались сцены из жизни Христа, главное место среди которых обычно отводилось циклу из двенадцати праздников.
Еще ниже — фигуры святителей, апостолов, пророков и т. д. Подобная иконографическая схема сложилась в византийском искусстве постепенно. Были разработаны не только правила, где в храмах размещать живопись, но и как конкретно изображать того или иного персонажа.
В 787 г. на одном из Вселенских соборов было принято специальное постановление о строгом контроле за тематикой и формами изобразительного искусства. Таким образом, главными особенностями средневекового искусства, по определению Э. Маля, были: строгое подчинение иерархическим правилам, символизм и симметричность. Однако базиликальные постройки не позволяли достаточно убедительно, по иерархическому принципу, расположить сюжеты живописи.
Это объяснялось тем, что базилики в большинстве случаев не имели высотных частей, и поэтому в них трудно было подчеркнуть значение сцен и персонажей, размещая их на большей или меньшей высоте. Постепенно к IX-X вв. в византийской культовой архитектуре сложился особый тип крестово-купольного храма, как нельзя лучше отвечавший поставленным требованиям. Особенностью таких храмов было внутреннее пространство, имевшее форму равноконечного креста, над средней частью которого возвышался купол, опиравшийся на четыре столба; переход от подкупольного квадрата осуществлялся с помощью парусов; центральный неф с востока завершался алтарной апсидой.
Более развитые типы крестово-купольных храмов имели по шесть, восемь, а то и двенадцать столбов, как, например, Софийский собор в Киеве, относящийся к тому же типу храмов, получивших распространение в Руси. Еще большим отступлением от византийских иконографических схем является размещение ктиторской композиции в соборе на очень почетном месте — напротив главного алтаря в западной части центрального нефа. В Византии ктиторские композиции помещались в храмах на периферии в нартексе или в приделах.
Место, отведенное для ктиторской фрески Софийского собора с изображением Ярослава Мудрого и его семейства, необычно, оно, вероятно, должно было подчеркнуть важное значение композиции. Одной из характерных черт византийского искусства, как упоминалось, наряду со строгими иерархическими правилами и символизмом, являлось стремление к симметричности.
Именно она положена в основу важнейших храмовых композиций, помещенных в главной апсиде — «Евхаристии» и «Святительского чина». В подобных композициях, как это мы видим на примере мозаик Софийского собора в Киеве, Христос, стоящий возле престола, изображен дважды.
Он причащает две равные группы апостолов, подходящих к нему и изображенных симметрично на южной и северной стенах главной апсиды. Ниже фронтально помещены святители, по пяти с каждой стороны. В этих сценах персонажи представлены на равных расстояниях друг от друга и в повторяющихся позах.
Они расположены не просто симметрично, а по принципу зеркального построения. Появление в средневековом искусстве подобных симметричных композиций объясняется так: «Именно симметричные композиции производят впечатление наибольшей значительности и важности изображаемого действия…
повторение частей композиции, которые составляют одинаковые по размерам и изображенные в торжественных позах фигуры святителей или апостолов, служат основным средством гармонизации. Это средство представляет собой ритм».