Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Судьба фресковой живописи Софийского собора

Судьба фресковой живописи Софийского собораСудьба фресковой живописи Софийского собора, занимающей видное место во внутреннем убранстве его интерьера как по площади, так и по многообразию сюжетов, сложилась весьма неблагополучно, но все же лучше, чем в других киевских древних храмах. О фресках Софийского собора стало известно только в 1843 г., когда под случайно отвалившейся штукатуркой в одном из южных приделов обнаружилась живопись XI в. Находка привлекла внимание тогдашней общественности, и было решено полностью открыть фрески из-под наслоений масляной живописи более позднего времени. Для руководства реставрационными работами был создан специальный комитет.

Научное руководство реставрации фресок поручили Ф. Г. Солнцеву. Перед тогдашними реставраторами стояла трудная задача: расчистить древние фрески.

А технический уровень реставрационных работ был еще низок, что сказалось на древней живописи. Ф. Г. Солнцев жил в Петербурге и не мог постоянно присматривать за работами. По свидетельству очевидцев, для снятия поздней масляной живописи нанимались простые поденные рабочие «площадные художники», не имевшие никакого понятия о реставрации живописи и тем более фресок многовековой давности.

Прошедшие девять веков не могли не отразиться на состоянии фресок. В истории собора известны длительные периоды (XV-XVI вв.), когда он находился в бесхозяйственном, запущенном состоянии, стоял без крыши, никем не охранялся, а западная его часть лежала в руинах вплоть до 30-х годов XVII в. В полный упадок собор пришел с 1596 г., когда он попал в руки униатов. В 1633 г. киевский митрополит Петр Могила забрал Софийский собор у униатов и основал при нем мужской монастырь.

К этому времени относится одна из ранних частичных реставраций, вернее, «подновлений» собора и его живописи. Следы работ времени Петра Могилы и сейчас кое-где заметны в соборе. Наблюдения показывают, что реставраторы того времени ставили своей целью «освежить» древние фрески главным образом в центральной части собора, а не переписать их заново, как это было сделано в XIX в. Петр Могила в 40-х годах XVII в. пригласил в Киев афонских мастеров-живописцев для росписей восстанавливаемой им церкви Спаса на Берестове.

Вероятно, этим же мастерам поручили и реставрацию фресок в Софийском соборе. Для подновления фресок они не применяли масляные краски, а пользовались преимущественно темперой.

Их работа отличается тщательностью и бережным отношением к фрескам.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи