Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Светская живопись главного нефа софийского собора

Светская живопись главного нефа софийского собораВ 1843-1846 гг. во время ремонтно-реставрационных работ в Софийском соборе в Киеве на южной стене центрального нефа, под слоем масляной живописи XVIII в. обнаружена фресковая композиция, изображавшая четырех княжичей, направлявшихся в торжественном шествии в западную сторону храма. Руководитель реставрации живописи собора академик Ф. Г. Солнцев сделал с натуры две акварельные зарисовки фрески. Позже они были изданы, что позволяет судить о первоначальном виде открытой части большой композиции. Фреска открыта под живописью XVIII в., изображавшей один из Вселенских соборов, написанных на стенах центрального нефа, по свидетельству Е. Болховитинова, в ходе работ 1718- 1724 гг. Верой, Надеждой, Любовью и их матерью Софьей, снабдив новые изображения нимбами и соответствующими надписями на греческом языке.

Возможно, по указанию Ф. Г. Солнцева на противоположной северной стене также была сделана попытка найти продолжение фрески, изображенной на южной стене. Но под масляной живописью XVIII в. фреска XI в. в то время обнаружена не была, а при «поновлении» здесь написали четырех святых: Фоку, Климента, Александра и Вавилу. В 1867 г. академик И. И. Срезневский посетил Киев и вместе с Ф. Г. Солнцевым осмотрел уже за-реставрированную к этому времени фреску в Софийском соборе, сравнив ее с упомянутой выше акварелью.

Он пришел к выводу, что фреска, несомненно, изображала княжеские фигуры. На основании одежд (две фигуры в плащах-корзно) И. И. Срезневский заключил, что две из них могли быть мужскими, а две женскими, как он впоследствии и сообщил на I Археологическом съезде в Москве.

Позже Я. И. Смирнов не согласился с выводом. Он писал по этому поводу: «Присутствие плащей на двух несомненно женских,- судя по покрывалам на головах,- фигурах в правой части рисунка 1651 г. показывают недостаточность этого критерия; естественно поэтому делить композицию на две половины: мужскую и женскую».

Кроме того, Я. И. Смирнов считал, что один из младших сыновей, поскольку по письменным источникам известно только три дочери, был изображен вместе с матерью и дочерьми. С мнением И. И. Срезневского не согласился и В. А. Прохоров, считавший все четыре фигуры на фреске мужскими — княжескими. И. И. Срезневским была сделана и неудачная попытка приблизительно реконструировать фреску и разместить ее фигуры на стенах храма: «Посредине на колонне было изображение в. кн. Ярослава…

по правую руку великого князя были изображены: мать с младшими детьми, а по левую — старшие сыновья и старшие дочери». Таким образом, он впервые высказал — мнение, что помимо четырех открытых изображений княжичей в композицию входили: сам основатель собора Ярослав Мудрый, княгиня Ирина, сыновья и дочери.

По мнению того же автора, фреска продолжалась в западном направлении на южной стене. Подобное мнение, высказывавшееся несколько позже Я. И. Смирновым, П. Павловым, Н. П. Кондаковым, было ошибочным, так как в древности центральный неф собора пересекался западной стеной, на которую и поворачивала ктиторская композиция.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи