Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Светские фрески софийского собора в Киеве

Светские фрески софийского собора в КиевеВеден принцип симметричного расположения изображений и несколько слабее представлена символика. Главная тема здесь — охота, типичная для дворцовых стенописей. Изображения лишены движения, имеют условно-абстрактный характер, и не несут какой-либо поучительной или повествовательной нагрузки. За исключением упомянутой охранной функции, которую можно связать с изображениями львов и чудовищ в медальонах, стенопись сугубо декоративного стиля.

Следы светских мозаичных изображений известны и по находящейся неподалеку «Башне Пизанцев». Сохранность их, к сожалению, такова, что установить общее содержание по отдельным фигурам людей, коней, зданий не представляется возможным.

Это были какие-то батальные сцены, но представлена и тема охоты: уцелело изображение лучника. Интересно, что, как и в Киеве, светской живописью украшены стены башни, представляющей залу, а не винтовую лестницу для подъема на второй этаж. А. Н. Грабар отмечает две черты, сближающие палермские мозаики с киевскими фресками башен Софийского собора: роспись всей залы — светского характера, изображения в ней не условно-абстрактные, а описательные, драматические, вдохновленные какими-то событиями или церемониями.

Светские репрезентативные, монументальные росписи во многих случаях послужили образцами для изделий прикладного искусства и мелкой пластики. В резьбе по слоновой кости особую популярность получили сцены коронования. Выше упоминалась подобная сцена коронования Константина VII, можно еще назвать сцену коронования его сына Романа II с супругой Евдокией (резьба по слоновой кости X в.). Охотничьи сюжеты, получившие большое распространение в светских дворцовых росписях, что подтверждается сообщениями письменных источников, а также монументальными росписями из Палермо и Киева, находят себе параллель в резьбе византийских с изображениями охоты на кабана, льва и т. д., о чем речь пойдет ниже.

Рассмотрев особенности средневекового монументального искусства и книжных миниатюр, можно сделать следующие выводы, необходимые для дальнейшего исследования. В ранних итальянских мозаиках репрезентативного жанра, вдохновленных Константинополем, наблюдаются черты, отмечавшиеся для средневекового искусства: символизм, подчиненность иерархии, симметричность построения. В центре ктиторских композиций обычно изображался Христос, реже — патрон церкви.

Посредником между ним и ктитором являлся патрон церкви или апостолы Петр и Павел. В этих ранних мозаиках, как и в «Деисусе» и «Евхаристии», место по правую руку от Христа считалось более почетным, поэтому на нем всегда видим второе по значению лицо в композиции — Богоматерь, апостола Петра, патрона церкви и т. д. Особенное развитие этот принцип получил в византийской монархической иконографии, в монументальных композициях перед Христом.

Нельзя привести ни одного примера VI-XI вв., где бы в византийском искусстве, будь-то мозаики, фрески, миниатюры или произведения мелкой пластики, император занимал бы не почетное место по правую руку от центральной фигуры — Христа. Если где-нибудь в провинциальном искусстве и появлялись отклонения от иконографических канонов, как, например, в некоторых фресках южнославянских стран, вызванные стремлением возвысить местных правителей (с помощью нимбов и стемм), то это относится к значительно более позднему времени, к XIII-XIV вв. В XI в. каноны монархической иконографии еще повсеместно оставались незыблемыми.

Согласно им, наряду с расположением фигур относительно центральной, следует отметить изображение императора и императрицы с нимбами вокруг головы и стеммами, одетыми прямо на волосы, как это мы видели на примерах монументальной живописи и книжной миниатюры. В многофигурных ктиторских композициях строго выдерживался принцип симметричности.

В сценах коронования, подчеркивавших божественное происхождение императорской власти, при наличии двух фигур василевс всегда изображался по правую руку от Христа. Все перечисленные особенности средневекового искусства были хорошо известны на Руси в монументальной живописи, иконописании, книжной миниатюре. В светских дворцовых стенописях, судя по скупым упоминаниям письменных источников и сохранившимся до наших дней примерам, принципы канонической иконографии ощущаются значительно слабее.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи