Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Тематика фресок — прославление киевской княгини Ольги во время ее пребывания в Константинополе в 957 г

Тематика фресок - прославление киевской княгини Ольги во время ее пребывания в Константинополе в 957 гНа фреске в северо-западной башне Ольга изображена на первом приеме у императора. Она с приближенными в богатых византийских одеждах, что наряду со стеммой на ее голове в свое время ввело в заблуждение Н. П. Кондакова, принявшего эту группу за императрицу со свитой, хотя вокруг ее головы отсутствует нимб. По свидетельству Константина Багрянородного, посетителей императора перед торжественными приемами во дворце переодевали в византийские одежды, как об этом говорится в той же 15 главе книги «О церемониях византийского двора» при описании приема послов эмира Тарса. Их переодели в украшенные жемчугом и драгоценными камнями одежды, снабдили благовониями, а затем после приема вернули платье, и они возвратились в отведенную им в столице резиденцию.

Вполне вероятно, что именно так происходило с посольством Ольги. Сказанное тем более правдоподобно, поскольку описание ее приема начинается словами, что он был «во всем подобный вышеописанному». Еще одним свидетельством переодевания послов перед торжественными приемами в императорском дворце является фреска в северо-западной башне собора, где мы видим саму княгиню и дам ее свиты в богатых, унизанных жемчугом и обшитых драгоценными камнями византийских одеждах.

Н. П. Кондаков писал об этих одеждах, что они различаются с замечательной точностью: «патрицианка близ самой императрицы (то есть княгини Ольги.- С. В.). На фреске в юго-западной башне, где Ольга и ее свита изображены на ипподроме, хотя и в присутствии императора, но в менее торжественной обстановке, одежда самой княгини и ее посольства скромнее и проще. Платье Ольги по своему покрою напоминает изображенное на супруге Святослава Ярославича на выходной миниатюре Изборника Святослава 1073 г. К источникам, повествующим о поездке княгини Ольги в Константинополь, относятся: древнерусские Повесть временных лет и «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха, западные — хроника Продолжателя аббата Регинона Прюмского и византийские — хроника Иоанна Скилицы и труд Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора».

«Память и похвалу князю Владимиру» Иакова Мниха мы уже рассматривали выше. В ней также говорится о поездке княгини Ольги в Царьград для принятия христианства, после чего она получила имя Елена, что она прожила в христианстве 15 лет и умерла 11 июля 6467 г. Полагают, что текст об Ольге был взят из ее более ранней похвалы и интерполирован в «Память и похвалу Владимиру» Иакова Мниха.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи