Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Третья выставка Центральных государственных реставрационных мастерских

Третья выставка Центральных государственных реставрационных мастерскихВ 1927 году была организована Третья выставка Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ). На ней экспонировались раскрытые еще до революции под наблюдением комиссии А. А. Ширинского-Шихматова иконы «Предста царица» (конец XIV в.) и «Церковь воинствующая» (середина XVI в.). После выставки последняя была передана в Третьяковскую галерею. Те иконы из Успенского собора, которые были отданы в мастерские на реставрацию в 1930-1940 годах, затем поступили в Государственную Третьяковскую галерею.

Это два «Оглавных Деисуса» (XII — начало XIII в.), «Борис и Глеб на конях» (середина XIV в.), «Митрополит Алексей с житием» (конец XV — начало XVI в.) и «Воскресение» (середина XVI в.). В 1937 году, работая в Кремле, реставратор В. О. Кириков под слоем темно-коричневой краски обнаружил и раскрыл изображение «Георгия» (XII в.) на обороте иконы «Богоматерь Одигитрия» (середина XIV в.). Пробная расчистка ее лицевой стороны была предпринята И. А. Барановым в 1945 году. После Великой Отечественной войны работы по раскрытию монументальной и станковой живописи Успенского собора и реставрации его архитектуры возобновились. В 1945- 1950 годах проводились консервационно-профилактические мероприятия и исследования стенописи в интерьере и на фасадах.

В это же время художниками-палешанами под наблюдением П. Д. Корина были восстановлены почти полностью утраченная наружная настенная живопись и изображение «Вседержителя» в скуфье центральной главы. Постоянным консультантом по фрескам была Н. А. Демина, составившая перечень сюжетов и изображений на стенах собора.

К планомерному исследованию всего историко-художественного комплекса памятника и развернутым работам по реставрации приступили в 1960-х годах. Наряду с консервационными мероприятиями началось и продолжает широко проводиться до сих пор раскрытие фресковой живописи XV и XVII веков. В 1960-1961 годах реставратором Д. Е. Брягиным была промыта, укреплена и до конца расчищена живопись в жертвеннике и Петропавловском приделе.

На композициях «Сорок севастийских мучеников» и «Апостол Петр исцели недужные», реставрированных в 1925 и 1949 годах, были сняты плотные слои высолов, пленка укрепляющих составов и остатки прописей, которые скрывали первоначальную живопись. В 1961 -1965 годах были также раскрыты из-под масляных записей XVIII и XIX веков фрески XVII века в центральной алтарной конхе («Великий вход»), в люнете над ней («Успение») и в жертвеннике (сцена из жития митрополита Петра). В 1963 -1964 годах проводились большие работы в помещении большой ризницы, которые не только открыли неизвестные до тех пор фрески 1642-1643 годов, изображающие сцены из житий Дмитрия Солунского, Ильи Пророка, «Даниила во рву львином» и отдельные фигуры святых, но и позволили исследователю фресок О. В. Зоновой реконструировать первоначальные формы юго-восточных алтарных помещений.

В 1966-1967 годах реставратор Г. С. Батхель укрепил и очистил от загрязнений и поздних записей фрески алтарной преграды. Одновременно исследовался грунт, на котором были написаны фрески в приделах и на алтарной преграде, анализ которого позволяет считать их выполненными в одно время и связать с работой Дионисия и его дружины.

Начиная с 60-х годов в широких масштабах проводятся также реставрация и исследование фресок XVII века на стенах, столпах, сводах и в главах собора. Порядок и методика проведения работ устанавливается регулярно проводимыми реставрационными советами, в которых принимают участие как сотрудники Музеев Кремля, так и специалисты из других музеев и реставрационных организаций. В 1960-х годах под руководством главного архитектора Музеев Кремля В. И. Федорова и археолога Н. С. Шеляпиной проводились большие архитектурно-археологические исследования, обогатившие историю новыми бесценными сведениями о первоначальных этапах развития города Москвы и истории древнего, не упомянутого в летописях, каменного храма конца XIII века, стоявшего на месте Успенского собора до его постройки в 1326 году.

Раскопки, произведенные внутри и вокруг нынешнего здания, позволили исследовать остатки фундаментов и кладки стен предшествующих построек 1326 и 1472-1474 годов. Кроме того, было обнаружено и изучено древнее кладбище Москвы, которое располагалось здесь с середины XII века до 1326 года. В богатых погребальным инвентарем захоронениях второй половины XII — первой половины XIII века были найдены остатки привозных, по-видимому, киевских шелковых и золотных тканей, серебряные перстень, бусина и височные кольца, которые дают основание «говорить о существовании здесь особо почитаемой храмовой постройки, возможно, бывшей усыпальницы представителей раннемосковской феодальной знати».

В последние годы большое внимание уделяется архитектурной реставрации и консервации Успенского собора. Исследования показали, что в основании фундаментов, где прежде были частично сгнившие дубовые сваи, образовались пустоты, которые повлекли за собой уплотнение и осадку грунта, появление трещин в стенах. Для укрепления фундаментов здания эти пустоты были заполнены цементным раствором, который подавался в них под давлением.

Стены собора были стянуты стальными тросами, принявшими на себя нагрузку старых и местами лопнувших металлических связей. Одновременно обветшавший белый камень на фасадах заменялся новым, реставрировались барабаны глав, перестилалась и утеплялась кровля, была восстановлена позолота куполов и крестов.

Все эти работы проводятся под наблюдением и при участии многих научных и производственных учреждений. В 1960-1970 годах продолжались работы по реставрации икон.

В 1961 году реставраторами В. В. Мельниковым и Г. С. Батхелем под поздними записями была обнаружена древняя живопись иконы «Богоматерь Умиление» (XII в.). В 1965 году она была расчищена Г. С. Батхелем и заняла почетное место в ряду домонгольских памятников. В эти же годы первоначальный облик был возвращен таким замечательным памятникам иконописи, как «Похвала Богоматери с акафистом» (конец XIV в.), «Спас Нерукотворный» (конец XIV в.), «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия Соловецких» (середина XVI в.; из Соловецкого монастыря).

Продолжается расчистка многих других икон Успенского собора, промывка центрального иконостаса и реставрация произведений прикладного искусства. Современная реставрация икон и фресок проводится не только с соблюдением научно обоснованной методики, но и предваряется изучением первоначального красочного слоя и основы с помощью физико-химических исследований. Одновременно с реставрационными работами в Успенском соборе ведется научная обработка коллекции, издаются статьи, посвященные исследованию его архитектуры и живописи.

Проводится также подготовка к организации новой экспозиции. Для этого изучаются старые Описи собора и другие документы, которые помогают реконструировать его древний облик.

После завершения реставрации можно будет увидеть интерьер собора в том виде, в котором он существовал до искажения в XVIII-XIX веках. Вместе с тем большое внимание уделяется популяризации сокровищ искусства и архитектуры Успенского собора.

Ни одно издание, посвященное памятникам Кремля, не обходится без подробного освещения этого выдающегося памятника. Кроме того, выпускаются монографические издания, буклеты, открытки.

Сотрудники музеев читают о нем лекции в музейном лектории и в других учреждениях, проводят специальные занятия, экскурсии и консультации. Успенский собор — один из самых посещаемых музеев Кремля: в нем ежедневно бывает около трех с половиной тысяч человек.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи