Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Уникальность фрески

Уникальность фрескиУникальность фрески в ее многофигурности. Правда, и в ранневизантийских мозаиках Италии известны ктиторские композиции, состоящие из многих фигур. Но на них многофигурность получалась за счет изображения апостолов, архидьяконов и святых из окружения Христа, оттеснявших ктиторов к самому краю композиций. В Софийском же соборе многофигурность фрески получилась в результате изображения портретов семейства ктитора.

На фреске, не считая Владимира и Ольги, вместе с князем и княгиней изображены десять членов их семейства. Уже одно это крайне необычно для подобных композиций XI в. и заставляет усомниться в ее узком ктиторском назначении: прославить строителя храма и утвердить его власть.

Поэтому идейное содержание ктиторской фрески собора представляется нам значительно более емким, чем в других подобных композициях, относящихся к этому времени. Не отрицая обычного для подобных изображений прославления строителя храма и утверждения его власти, обратим особое внимание на то обстоятельство, что главной заслугой Владимира и Ольги, судя по рассмотренным примерам древнерусской литературы, было введение христианства на Руси без посредничества греков, а Ярослав считался продолжателем их дел, следовательно фреска должна была отражать и отражала целую концепцию, сложившуюся на Руси ко времени строительства Софийского собора. В этом отношении содержание фрески перекликается с известной летописной оценкой деятельности Ярослава в области строительства и просвещения, помещенной в его похвале под 1037 г. Перечислив постройки, возведенные Ярославом за 20 лет княжения в Киеве, летописец заключает.

Здесь фигурируют те же главные персонажи, что и на фреске: Владимир — размягчивший и вспахавший землю, Ярослав — засеявший сердца людей книжными словами, наследники князя, пожинающие плоды учения книжного; к ним относит себя и летописец. Как видим, идейное содержание киевской фрески далеко превосходит обычные ктиторские композиции.

Оно представляет целую доктрину, прославляющую под эгидой Христа Владимира и Ольгу как лиц, связанных с принятием христианства на Руси непосредственно от бога; Ярослава как продолжателя их дел и строителя задуманного его отцом Софийского собора; его наследников, которым принадлежало будущее. Все это близко не только Повести временных лет, но и «Слову» Илариона и «Памяти и похвале Владимиру» Иакова Мниха. Не может быть никакого сомнения, что ктиторская композиция Софийского собора сложилась и была написана под влиянием взглядов и идей, бытовавших в то время в окружении Ярослава Мудрого и феодальной верхушки киевского общества.

Вполне вероятно, что ее содержание и включение в живописный ансамбль собора было задумано и выполнено при участии Илариона, советчика Ярослава по теологическим вопросам. А. Грабар полагал, что поскольку групповые портреты появились в византийском искусстве начиная с XIII в., а о более ранних мы знаем только из скупых описаний письменных источников, то ктиторская фреска Софийского собора в Киеве, относящаяся к первой половине XI в., предоставляет собой наиболее ранний пример такого жанра.

Композиция, по мнению того же автора, могла свидетельствовать о зарождении в Византии к этому времени жанра групповых портретов. Однако он не исключает возможности того, что композиция фрески с многими фигурами была подсказана художникам-фрескистам киевским князем.

В связи с этим кроме упоминавшейся выше миниатюры XIII в. с изображениями армянского князя Леона и его супруги Керим с детьми, которая по композиционному расположению фигур близка софийской фреске, вспомним параллель киевского происхождения. Это — упоминавшаяся выше выходная миниатюра Изборника Святослава 1073 г., представляющая групповой портрет семьи Святослава Ярославича.

Как же можно представить себе возникновение этого нового жанра групповых портретов применительно к ктиторской фреске Софийского собора в Киеве? Вряд ли достаточным для ее написания было только пожелание заказчика.

Ведь следовало не просто перечислить лица, которые необходимо было изобразить, а и разместить их в композиции в строгом соответствии с иерархическими правилами, причем так, чтобы подчеркнуть их значение в общей идеологической концепции фрески. Положение осложнилось еще и тем, что Ольги и Владимира не было уже в живых, а их иконография оставалась не разработанной. Необходимы были какие-то изобразительные материалы и, несомненно, портретные, поскольку фигуры на фреске должны были быть больших размеров, и, вероятно, иметь портретное сходство.

Это было важно и потому, что ко времени строительства Софийского собора еще жили люди, помнившие Владимира.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи