Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Успенский собор — сокровищница иконописи и прикладного искусства

Успенский собор - сокровищница иконописи и прикладного искусстваМонументальный архитектурно-живописный ансамбль Успенского собора формировался с момента возведения здания Аристотелем Фиораванти в 1479 году до завершения работ «царскими жалованными и иными городовыми» живописцами в 1643 году. Синтез архитектуры и живописи храма был результатом усилий нескольких поколений мастеров. Однако «устроение» храма требовало не только «подписания его стенным письмом».

Необходимой церковной утварью были иконы, книги, сосуды и другие предметы. Наиболее ценные или почитаемые из них бережно хранились, переносились при перестройках из старого здания в новое, снабжались драгоценными окладами и другими украшениями.

Именно так в течение более чем шести столетий (со времени постройки храма Иваном Калитой) в Успенском соборе складывалась богатейшая коллекция шедевров древнерусского искусства. Положение главного первопрестольного храма, его ведущая роль в государстве, особенно в период возвышения Московской Руси и в эпоху централизации, предопределили то, что Успенский собор стал подлинной национальной сокровищницей искусства и культуры. Она позволяет составить представление о развитии художественного вкуса русских людей на протяжении всего периода средневековья.

Для украшения Успенского собора работали лучшие на Руси мастера — живописцы, ювелиры, резчики, литейщики, вышивальщицы. Стараниями великих князей и царей, митрополитов и патриархов сюда свозились наиболее почитаемые и, как правило, самые высокохудожественные по исполнению иконы, предметы прикладного искусства, заказывались украшения из золота, серебра, драгоценных камней, тканей. Для Успенского собора писали и иллюстрировали роскошные манускрипты, которые содержались вместе с другими уникальными книгами и предметами утвари в его ризнице и библиотеке.

Здесь же, до перестройки патриархом Никоном своего дворца, куда была переведена патриаршая ризная казна, находились парадные одежды и предметы облачения митрополитов и патриархов. Многое из того, что прежде хранилось в Успенском соборе, безвозвратно утрачено. Собор не раз страдал от пожаров, вражеских вторжений и опустошений.

Огромный ущерб его коллекциям был нанесен в годы междуцарствия и смуты в начале XVII века, а также во время наполеоновского нашествия 1812 года, когда почти все драгоценные оклады с икон и митрополичьих рак, многие церковные сосуды, даже иконы и другие ценности, которые не удалось эвакуировать или спрятать, были увезены или уничтожены. Однако, как только тяжелые времена проходили, собор приводился в порядок и вновь возрождался как национальная сокровищница. Достаточно сказать, что сохранившиеся до наших дней шедевры живописи, прикладного искусства и рукописные книги Успенского собора составляют гордость коллекций не только самого собора, превращенного в музей, но и таких всемирно известных музеев, как Государственная Оружейная палата, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей.

Формирование бесценного собрания предметов искусства в Успенском соборе прошло целый ряд этапов и было тесно связано с историей Москвы и Русского государства. Однако, прежде чем говорить об отдельных его шедеврах, постараемся представить себе, как выглядело убранство собора в ту или иную эпоху.

Начальный этап относится к тому времени, когда на месте нынешнего величественного здания стоял небольшой одноглавый храм, возведенный в 1326 году Иваном Калитой и митрополитом Петром. Первые сведения о его внутреннем убранстве относятся к 1344 году.

Это было время значительных политических и экономических успехов Москвы. Незадолго до того, в 1332 году, Иван Калита после упорной борьбы с тверскими и суздальскими князьями получил в Орде ярлык на великое княжение.

Теперь московские князья имели возможность обратить внимание на перестройку кремлевских укреплений, возвести каменные соборы и украсить их живописью, богато одарить митрополичий дом. Вот что об этом говорит Патриаршая летопись под 1344 годом: «Того же лета начяша подписывати две церкви камены на Москве пресвященный Феогност, митрополит Киевский и всеа Русии, у своего митрополичя двора соборную церковь пречистыа Богородици Греческими мастеры, того же лета и совершиша ю всею подписию; а другую церковь, у великого князя двора, святого архаггела Михаила князь велики Семен Ивановичь подписывал Русскими иконники.. .». В ближайшие годы греческие и русские живописцы вели такие же работы в и других соборах Кремля. Росписи не дошли до наших дней, однако судить о них, а также о мастерстве этих художников мы отчасти можем по тем иконам, которые сохранились от убранства первого Успенского собора.

Это такие шедевры живописи середины XIV века, как «Спас Оплечный», «Спас Ярое Око», «Троица» и «Борис и Глеб на конях». Однако оживление и настоящий расцвет творческой жизни в Москве падает на период после 1380 года, когда на Куликовом поле была одержана первая значительная победа над татарами.

С этого момента укрепился авторитет московских великих князей, взявших твердый курс на объединение русских земель вокруг своей столицы. Пробудилось и окрепло национальное самосознание русских людей, связывавших свои надежды на освобождение от ненавистного татарского ига с Москвой.

Это было время оживления культурных контактов с Византией и балканскими странами. На Русь все чаще стали приезжать греческие и балканские художники.

Они привозили с собой не только произведения живописи и прикладного искусства, но и новые технические и художественные приемы, которые быстро осваивались и по-своему перерабатывались русскими мастерами. Видимо, тогда и была доставлена в Успенский собор икона «Распятие» греческого письма конца XIV — начала XV века, а также написана икона «Петр и Павел», связанная с византийской традицией. Именно в это время возродился интерес к прославленным древним святыням.

В 1380 году, как гласит легенда, Дмитрий Донской перенес из Владимира в Москву старинную икону соименного ему святого «Дмитрий Солунский» (XII в.; живопись 1701 г.). Во Владимир она попала из Фессалоник в 1197 году при князе Всеволоде Юрьевиче и как особо почитаемая упоминается в летописи при описании новой церкви Дмитрия. В московском Успенском соборе эта икона заняла заметное место — в центральном иконостасе, у входа в придел Дмитрия Солунского.

В 1395 году, когда Москве грозило нашествие Тамерлана, из того же Владимира «вызвали» самую знаменитую на Руси икону — «Богоматерь Владимирскую» (конец XI — начало XII в.). Эта икона около 1136 года была привезена из Константинополя в Вышгород под Киевом, а в 1155 году Андрей Боголюбский увез ее во Владимир, где она уже в XII веке стала почитаться как покровительница города и получила свое название. Когда «Богоматерь Владимирскую» привезли в Москву и поместили на самом почетном месте — справа от царских врат в местном ряду иконостаса Успенского собора, эта икона рассматривалась уже не столько как местная, сколько как общерусская святыня. Не удивительно поэтому, что московские великие князья, которые в конце XIV века стали старшими князьями Северо-Восточной Руси, так стремились к тому, чтобы она осталась в первопрестольном храме Москвы — Успенском соборе.

С привозом древних почитаемых икон из Владимира связывалась идея преемственности Москвой величия прежних великокняжеских столиц домонгольской Руси — Киева и Владимира.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи