Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Вопросы атрибуции персонажей. реконструкция фрески. время выполнения, идейное содержание и оригинальность композиции

Вопросы атрибуции персонажей. реконструкция фрески. время выполнения, идейное содержание и оригинальность композицииВ настоящее время известны две основных точки зрения относительно первоначального вида фрески. В. Н. Лазарева: на южной стене — дочери Ярослава Мудрого, на северной — сыновья, на западной — Христос, Ярослав, Ирина, старший сын и старшая дочь (то есть пять сыновей плюс пять дочерей); наша: на южной стене — сыновья, на северной — три дочери и один сын, на западной стене — Христос, князь Владимир, Ярослав, княгиня Ольга, Ирина (то есть пять сыновей плюс три дочери). Реконструкция А. Поппэ занимает промежуточное место между этими реконструкциями, поскольку, располагая на южной стене сыновей, он считает, что среди них была изображена дочь, двух сыновей он помещает на северной стене вместе с двумя дочерьми (то есть шесть сыновей плюс четыре дочери). Главные расхождения в приведенных реконструкциях фрески, таким образом, тесно связаны с атрибуцией уцелевшей части композиции на южной стене центрального нефа собора.

В последнее время собраны новые дополнительные материалы, относящиеся к этой части фрески, позволяющие сделать однозначный вывод о первоначальном виде фрески на южной стене. К ним, в первую очередь, относятся рентгенологические исследования фрески, новые данные о технике выполнения живописи, антропологические наблюдения о возрасте княжичей южной стены и пр. Одной из основных задач проблемы является уточнение атрибуции фигур, изображенных на южной стене, на основании новых материалов, главным образом натурных исследований. Благодаря трудам реставраторов сейчас в Софийском соборе известны четыре фрагмента рассматриваемой композиции: фигуры на южной стене, часть фигуры на южной пилястре, две фигуры на северной стене и еще один фрагмент на северной пилястре.

Таким образом, сохранились остатки восьми фигур разной сохранности. На южной стене изображены в торжественном шествии в западном направлении четыре фигуры, стоящие по росту, долгое время считавшиеся дочерьми Ярослава Мудрого.

Две из них изображены с поворотом, близким к 3/4, а две — фронтально. Руки фигур полусогнуты в локтях и направлены в сторону движения, то есть вправо.

Носки ног у трех из них — врозь, что не соответствует движению фигур в западном направлении. Вокруг голов прослеживаются остатки нимбов.

На головах подобие белых платков, послуживших поводом называть эти фигуры женскими. Крайняя фигура слева по росту, самая низкая из четырех, изображена в розово-красного цвета, обшитого желтой каймой, украшенной драгоценными камнями. Поле плаща, одна пола которого переброшена через левую руку и скреплена у правого плеча круглой фибулой, богато орнаментировано кругами с крестами внутри, между ними помещены розетки и кресты.

Нижнее платье голубовато-зеленого цвета с широкой каймой по подолу. На голове фигуры В. Н. Лазарев видел не платок, а плотно облегающий чепец.

Следующая фигура на той же стене одета в фиолетово-лиловое платье с желтой каймой по подолу и на рукавах, украшенное драгоценными камнями. У ворота полукруглое оплечье. Орнаментация ткани платья — в косую клетку с шестилепестковыми розетками внутри.

Плащ отсутствует. На грудь свисают якобы концы платка, окутывающего голову.

Доказательством этому, как считают, являются графьи, не пересекающее их. Однако при ближайшем рассмотрении в натуре можно видеть, что возле ворота было изображено оплечье, и поэтому орнаментальный рисунок платья в клетку не должен был заходить на него. В. Н. Лазарев, рассматривая лицо фигуры, находил в нем «женственность и миловидность». Мы считаем, что эти качества относятся не к оригиналу фрески XI в., а к остаткам изображения великомученицы Надежды, написанной кистью Иринарха в XIX в., подобно другим следам переделок: остаткам нимбов, фронтальным поворотам некоторых фигур, ногам носками врозь и т. д.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи