Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Выяснение внутренней архитектуры

Выяснение внутренней архитектурыВыяснение внутренней архитектуры западной части главного нефа собора явилось очень важным и для изучения светской живописи, так как ктиторский портрет семьи Ярослава Мудрого, вернее, его средняя часть, располагался на западной стене упоминавшейся двухъярусной аркады. После Великой Отечественной войны исследование Софийского собора в Киеве продолжалось сотрудниками Академии архитектуры Украинской ССР и Софийского заповедника. Были сделаны полные обмеры собора, многочисленные зондажи, во время ремонтов установлена первоначальная форма куполов.

На основании всех проведенных исследований выполнен макет первоначального вида собора по проекту реконструкции Ю. С. Асеева и Н. И. Кресального по обмерам А. М. Пшеничного, В. П. Волкова Ч В эти годы сложилось мнение, согласно которому собор был якобы сооружен в два этапа: сначала возвели пятинефное ядро, окруженное одноэтажными галереями с юга, севера и запада. В конце XI — начале XII вв. галереи достроили вторыми этажами, а здание окружили еще одним рядом галерей с юго-западной башней. Северо-западная башня, согласно этой концепции, была пристроена в начале XII в. Мнение о двух этапах строительства собора растягивало, таким образом, его сооружение до конца XI в. (!!!). Не вдаваясь в причины подобного мнения о постройке собора, заметим, что еще Ф. Г. Солнцев, во время которого собор был очень плохо исследован в натуре, реконструировал его без лестничных башен, а для подъема на второй этаж предусмотрел две лестницы.

Исследователей архитектуры собора ввели в заблуждение, по-видимому, так называемые осадочные швы, просматриваемые кое-где между главным объемом здания, галереями и башнями. Кладка в этих местах не имеет перевязей, поскольку швы предусмотрены были строителями из-за опасения неравномерной осадки разновысоких частей здания.

Кроме того, как на один из аргументов неодновременной постройки собора указывалось на асимметричную относительно оси храма постановку лестничных башен. Мнение о двух этапах строительства Софийского собора, растягивавшего его сооружение чуть ли не на столетие, в последнее время подвергнуто аргументированной критике.

Сейчас уже не может быть никаких сомнений в том, что Софийский собор построен по единому архитектурному замыслу с внутренним убранством мозаиками и фресками был завершен задолго до смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. К более поздним пристройкам XII в. можно отнести только сооружение крещальни в юго-западном углу здания и роспись ее апсидной части фресками. Важным подтверждением строительства собора, и особенно одновременности выполнения его фресковых росписей за сравнительно короткое время, являются анализы фресковой штукатурки, взятые из разных мест здания. Они показали, что фресковая штукатурка в центральной части собора, внутренних и наружных галереях и обеих башнях не отличается по своему химическому составу и технологии изготовления.

Особенно важны эти выводы для исследования светской живописи башен. Ранее в качестве реалий, свидетельствующих об этом, являлись только граффити XI в., написанные на стене юго-западной башни, выходящей в собора. В результате последних исследований стало ясно, что высказывавшиеся мнения о художественном единстве и отнесении к XI в. фресок северной (фрески Адриана и Натальи) и южной галерей с фресками центральной части собора подтвердилось и в настоящее время не вызывает сомнений.

Интересен и тот факт, что обнаруженный у западного портала северной башни на подступенках фрагментарно сохранившийся мозаичный орнамент по характеру кладки, палитре красок и размерам кубиков близок мозаичной композиции в главном куполе собора.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи