Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Западная стене храма

Западная стене храмаНа западной стене храма традиционно развернута впечатляющая своей масштабностью пирамидально построенная композиция «Страшного суда». Она в наглядной форме доводила до сознания верующих идею возмездия за грехи и отступничество и награды «вечным блаженством» верных последователей церковных установлений. Однако фрески собора должны были воздействовать не только строго продуманной и ясной идейной концепцией; не меньшее впечатление производили строгая монументальность живописи и ее логическая связь с архитектурными членениями интерьера.

Фресковые циклы ярусами опоясывают стены собора, непрерывно развертывая нить повествования. В отличие от более поздних монументальных циклов XVII века они не перегружены ни обилием действующих лиц, ни сложными архитектурными фонами, ни многоплановыми построениями, ни изощренными ракурсами фигур, ни чрезмерной насыщенностью орнаментальных мотивов, что превращало порой стенопись этого времени в сплошной многокрасочный ковер, скрывающий архитектурную логику самого здания.

В Успенском соборе многофигурные композиции построены ясно и уравновешенно. Они соотнесены с гладью стен, вогнутыми поверхностями барабанов, апсид и сводов.

Это ощущение органической связи живописи с плоскостью стены, с одной стороны, и вместе с тем обращение ее к зрителю, вовлечение его в сферу изображаемого действия подчеркивается традиционным для византийской и русской монументальной живописи приемом. Поднимаясь от яруса к ярусу, линия горизонта, обозначенная условно контуром лещадок или поземом, повышается, уплощая иллюзорное пространство композиций. Вертикальные членения интерьера — столпы, откосы окон, подпружные арки — заняты одиночными фигурами святых и мучеников.

Причем если святые в узких пространствах арок и оконных откосов изображаются статично, то мученики на четырех столпах в центральной части собора своими свободными позами, поворотами корпуса, легким движением рук или развевающимися складками одежд подчеркивают округлость столпов. Эта стройность и логичность композиционного построения росписей Успенского собора XVII века была несомненно продиктована условиями заказа — повторением общей системы стенописи начала XVI века. Однако в решении чисто стилистических задач здесь проявились вкусы, характерные для искусства XVII столетия.

Жесты стали более манерными, а позы фигур, даже если они изображают движение — статичными, застылыми, рисунок складок отличается изощренностью и некоторой нарочитостью, художники тяготеют к детальной разделке и декоративной орнаментации одежд. Особенно ощущаются новые веяния в колорите росписей. Сопоставление ярких контрастных тонов: красного, зеленого, синего, темно-вишневого, желтого, голубого, обильное применение золота в отделке одежд и особенно на фонах должно было поражать зрителя многокрасочностью и пышностью.

Недаром только на позолоту фонов было израсходовано двести десять тысяч листов золота. Великолепный ансамбль росписей 1642-1643 годов, объединивший в себе традиции живописи XVI столетия и новые художественные веяния, органично связанный с торжественной и пространственной архитектурой интерьера Успенского собора, стал одним из наиболее значительных явлений в искусстве XVII века и по праву мог рассматриваться как образец для подражания.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи