Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Иисус Христос — Ангел Великого Совета, или Ангел Благое Молчание

Иисус Христос - Ангел Великого Совета, или Ангел Благое МолчаниеИконография восходит к пророчеству Исайи. Иконография весьма распространена в иконописи Древней Руси и Афона, в двух видах. Первый представлен поясным изображением Ангела с крыльями и сложенными на груди крестообразно руками.

Прообраз его можно видеть во фреске Александрийской катакомбы. Часто это изображение помешается в одном из куполов пятикупольных храмов. Второй вид изображения Ангела Великого Совета присутствует в сценах Сотворения мира и в Апокалипсисе.

Ангел благословляет одной или двумя руками, одет в подир — длинную белую одежду первосвященника, или в одежду Христа, иногда имеет нимб в виде пересекающихся треугольников или четырехугольников, что является атрибутом Бога-Отца. Слияние Бога-Отца и Бога-Сына в одном лице известно уже в мозаиках Софии Киевской и Палатинской капеллы в Палермо.

Ангел-Творец представлен в росписи галереи Костромской церкви Воскресения на Дебре. Его же мы видим на иконе церкви Иоанна Предтечи в Толчково Символ веры, а также на многих северных алтарных дверях в храмах Севера. При этом в Сотворении мира и человека участвует Ангел Великого Совета или Сам Христос, тогда как Изгнание из рая поручено Архангелу.

В других циклах, например в церкви Воскресения Ростовского кремля, в образе Творца мира выступает Бог-Отец. Икона Новгородского Софийского собора «Вверху Саваоф между двумя серафимами, представляющими солнце и луну. Ниже в круге — Св. Дух в виде голубя.

Налево от него Божий Ангел возливает на главу Спаса елей. Направо ангел представляет подобие отверстой церкви, лицу, сходному по переводам с Соломоновым: на хартии „Премудрость созда себе храм».

Налево, поодаль, стоит царь Давид. Нижний план — Спас, между двумя архангелами; в левой руке у него свиток с надписью.

В правой — жезл. Налево в золотых цветных ризах окрыленная Богородица с царским венцом над убрусом. Направо Предтеча в ризе, также с крыльями и в венце.

Руки обоих простерты к Спасу. Налево и направо лики св. жен и мужей, над главами которых надпись: „Приведутся царю девы вслед ея». Над Богородицей надпись: „Предста царица одесную тебе в ризах позлащенных».

Затем: „Сего ради и помаза твое Божество елеем радости паче причастник твоих». Под последней строкой: „Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устах твоих».

За Спасом поодаль надпись: „Ближний ея приведутся тебя», вероятно, относится к изображению Иоа-кима и Анны. От уст Спасителя книзу идут лучи, оканчивающиеся надписями над пораженными людьми: „Людие пред тобою падут в сердце враг царевых». Две иконы этого же наименования хранятся в Третьяковской галерее.

Первая икона — № 2485, 36 х 31, первая половина XVII века. Московская школа.

«В центре на престоле изображена София в царской одежде. Ей предстоят Иоанн Креститель, Богоматерь в образе царицы „в ризах позлащенных» и „преиспещренных», и народ.

Вверху, в облаках, Саваоф с алавастром в руке и с серафимами по сторонам. Внизу упавшие люди — иллюстрация текста „люди пред тобою падут».

На боковых нолях фигуры в рост царей Соломона и Давида. Надписи текста псалма размещены на всех полях: на верхнем крупно — „Отрыгну сердце мое слово благо глаголю», на остальных продолжение этого текста.

В красочной гамме преобладают красноватые и зеленоватые оттенки и золото». «Композиция разделена на две половины.

Вверху, в центре, в круге, поддерживаемом двумя ангелами, изображен Саваоф. По сторонам высокие здания.

На фоне черных пролетов арок — входов этих зданий — изображены: слева царь Давид с гуслями, справа — Соломон с чашей. Из уст Саваофа исходят красные лучи с красным кругом.

Один из стоящих рядом ангелов держит в руках дом („Премудрость божия созда себе дом»), в другой — сосуд, изливаемый на голову Софии, которая изображена в нижней части композиции, отделенной от верхней двумя дугообразными красными линиями. Красноликая, краснокрылая София, в красном далматике с золотой короной на голове сидит на престоле. Ей предстоят Богоматерь в образе царицы и крылатый Иоанн Креститель.

За ними Иоаким и Анна (слева) и группа дев (справа). Ниже лежат воины в золотых кольчугах. Золотые шишаки, упавшие с их голов, лежат рядом».

Итак, иконы Отрыгну сердце мое имеют два вида: в Музее Андрея Рублева и в Новгородской Софии, где на троне восседает Спаситель моложавого вида, без крыльев, в других София. Соломон занимает место или за Предтечей, или в нравом верхнем углу, напротив царя Давида.

На иконе церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680-е) слева у ног Софии мы можем видеть преклоняющуюся на коленях молодую женщину в короне. Очевидно, здесь перед нами предстает царевна Софья. На фреске Знаменского собора Новгорода ее уже нет. В стенописи сюжет помещают в алтаре, как в соборе Кириллова монастыря (1641) и в Знаменском соборе Новгорода.

Икона этого вида иногда называется также Красен добротою паче сынов человеческих, как в Воскресенском соборе города Романова-Борисоглебска, на паперти. В центре на роскошном троне Спаситель моложавого типа в царском венце с двумя служащими ангелами.

Одна рука Спасителя сложена для благословления, в другой свиток с пророчеством Исайи „Дух Господень на мне» и проч. По сторонам трона в церемониальных позах Богоматерь и Предтеча, но не в своей аскетической власянице, а в обычной одежде преподобного.

Оба в золотых венцах, как преукрашенные высшей небесной славой между рожденными женами, и оба с крыльями — символ их всегдашнего парения к Богу и готовности ходатайствовать за мир. Позади Предтечи ближние сродники Христовы — Иоаким и Анна, за Богородицей девы в соответствии со словами псалма: „Приведутся царю девы вслед ея». В верхних углах картины отдаленные предки Господа: Давид, положивший руки свои на гусли (форма обычная русская; такие есть, например, в Тверском музее); Соломон со свитком: „пойду к горе смиренней и холму Ливанскому» (надпись на свитке). Фон обставляется кудрявыми зелеными деревцами, обычными для изображения рая». Близка по сюжету фреска Троицкого собора Костромского Ипатьевского монастыря, украшенного росписью в 1685 году Гурием Никитиным с товарищами (северная стена). В иконах и стенописи XVII века вновь появляется сюжет Единородного Сына, его мы видели в иконе и в росписи Царских палат.

Икона Единородный Сын помещена в иконостасе Трехсвятительского придела церкви Воскресения на Дебре, в несколько измененной (упрощенной) иконографии.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи