Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Икона «София Премудрость Божия» из Вологды

Икона «София Премудрость Божия» из ВологдыПредставляет интерес икона «София Премудрость Божия» из Вологды. Икона имеет ряд примечательных особенностей, частью отмеченных А. Дукашовым. Два ангела, по одному с каждой стороны, свивают свиток неба из трех полос — двух синих и в середине темно-синей.

Па престоле Евангелие с текстом: «Не на лица судите сынове человеч». Ниже — благословляющий обеими руками Христос на фоне славы необычной формы, напоминающей купол или кубовидные своды деревянного храма. Внизу, в центре, — София в короне с поднятыми и распахнутыми крылами, сплошь киноварного цвета: лик, царственная одежда, крылья.

Оплечье, лор и кайма одежды золотые, как и престол. В левой руке Софии — свиток, правая — в обычном положении как бы со скипетром, но скипетра нет. Возможно, он утрачен при реставрации.

У престола четыре ножки, семь столпцов отсутствуют. Круглая слава вокруг Софии из трех слоев, от черно-синего до голубого цвета. К Софии обращены Богоматерь и Предтеча, оба с крыльями.

Богоматерь в позе «молебной», в царской короне, надетой на белый плат. На груди у нее — изображение головы младенца-Христа, с нимбом, но без диска. Необычен вид Предтечи: на его главе белая шапка мурманка с меховой опушкой — знак княжеского достоинства.

В левой руке меч, вскинутый на плечо, в правой — зерцало с красным ликом Софии. На груди, как и у Богоматери, головка Младенца в нимбе. Меч может служить напоминанием об усекновении главы Предтечи.

Изображение крылатой Богоматери известно как знак девственности и чистоты. Предтеча крылатый в Византии неизвестен.

В русской иконописи XVI-XVII веков такой вид встречается: сам Христос нарек его ангелом. Необычное изображение Предтечи, по мнению А. Лукашова, может быть связано с известным обстоятельством построения Иваном Грозным в Вологде Софийского собора и неудачным падением кирпича накануне освящения храма.

Как соименный святой царя, Иоанн Предтеча мистически был как бы связан с этим событием. Яркость палитры свидетельствует о темпераментности художника, изобличая в то же время его провинциализм.

Обрамление Христа в виде кубоватого («бочкой») свода напоминает обычную форму надвратного завершения монастырских врат, где иногда помещалась икона Софии. Если это так, то икона, созданная для деревянного храма или часовни, может быть, копирует профиль покрытия ее или врат, ограды. Этот необычный иконографический вариант — не единичен, он получил распространение на Севере.

Так, в Третьяковской галерее, в иконе Софии северных писем XVII века — этот же тип Предтечи, с белой шапочкой на голове. Подобного рода перевод описан митрополитом Евгением. К этому времени относятся и несколько видов икон, в которых София включена наряду с другими богородичными изображениями в развитие промосковского почитания Софии как Богоматери.

Одна из них известна как София Премудрость Божия со сценой преломления хлеба апостолом Петром и Похвалой Богоматери. Подобного рода икона есть в Музее «Московский Кремль», вторая половина XVI века.

Сюжет преломления хлеба апостолами (артосная панагия) в Сионской горнице принесен с Афона тверским епископом, греком Нилом, прибывшим с Софьей Палеолог. Афон почитался как удел Богородицы.

Но сюжет был известей еще Кириллу Туровскому. Композиция иллюстрирует сказание о том, что на третий день по Успении Богородица явилась апостолам в Сионской горнице во время трапезы. Появление его связывается с традицией во время приготовления евхаристических даров изымать из второй просфоры частицу в честь Богоматери.

Композиция присутствовала в росписи жертвенника собора Богоявленского монастыря в Костроме. Храм расписан в последней четверти XVI века, в 1672 году стенопись поновлена Гурием Никитиным с товарищами.

Ныне, с учреждением монастыря и ремонтом в храме, роспись забелена или уничтожена. Композиция есть в Успенском соборе Ростова Великого (в росписи Гурия Никитина с товарищами, 1670); в церкви Рождества Христова Ярославля (1700). То же — в жертвеннике церкви Ильи Пророка в Ярославле (1681).

Здесь по сторонам от Софии — Богоматерь, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и Иоанн Златоуст.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи