Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Образцы Сийского иконописного подлинника

Образцы Сийского иконописного подлинникаСреди образцов Сийского иконописного подлинника (около 1660), по преимуществу — гравюр по левкасу, имеется гравюра с аналогичным сюжетом. Надпись вверху: «Преломление хлеба, егда апостоли видеша пресвятую Богородицу на воздусе». В верхней части — благословляющий Саваоф со сферой в левой руке, свиток неба с восемью ангелами. Ниже — престол и Христос, благословляющий двумя руками, и два ангела, София в виде крылатой Девы, у нее в левой руке скипетр, правой благословляет.

Софии предстоят Предтеча и Моисей, у них в руках — личины Еммануила. Под изображением Софии — Оранта на фоне восьмиконечного сияния, внизу за престолом Петр, поднявший голову к Богоматери, в руках у него хлеб причастия; по сторонам — апостолы. Композиция обрамлена двенадцатью пророками в орнаментальных кругах.

Гравюры выполнялись по рисункам царских иконописцев и местных — устюжских и каргопольских иконников. Икона подобного содержания есть в Благовещенском соборе Сольвычегодска, в вотчине Строгановых.

Меценаты Строгановы проявляли интерес к сложной иконографии. Сюжет иконы Софии с преломлением хлеба был включен в икону Похвала Богоматери, северных писем, XVII век. «Композиция многофигурная, сложная.

В середине четыре круга славы с изображением: Саваофа, Христа, крылатой Софии, восседающей на престоле, и Богоматери Великой Панагии. Софии предстоят четыре фигуры в царских одеждах с коронами на головах; Богоматери — Иоанн Предтеча с обнаженным младенцем в лоне и еще два Иоанна с облачными дисками в руках. В нижней части иконы сцена Преломления хлеба апостолом Петром.

У боковых нолей, в кругах, образуемых ветвями, двенадцать поясных пророков со свитками в руках. Вверху композиция иконы завершается изображением неба в виде свитка с уготованным престолом в центре. Свиток поддерживают восемь ангелов.

Вохрение сильно разбеленной охрой по коричневому санкирю. Фигуры невысокие, с угловатыми движениями.

Одежда с золотыми пробелами. Краски красноватых, желтоватых, зеленых тонов и золото. Фон золотой.

Надписи красные и черные. Поля покрыты тисненым по левкасу крупным растительным орнаментом.

На обороте доски надпись: „Сия икона келейная Антония архиепископа владимирского 1853 года февраля 4 дня». Икона, близкая по сюжету данной иконографии, хранится в Третьяковской галерее. Отличие в том, что в возглавии представлен благословляющий Саваоф, между Богом-Отцом и Спасителем — уготованный престол с Евангелием на красном плате.

София благословляет, в левой руке — скипетр. По сторонам Софии — Предтеча со свитком и Моисей со скрижалями.

Ниже — Богоматерь Воплощение, с медальоном Еммануила на груди. Фигуры Саваофа, Христа, Софии и Богоматери окружены славой, у Софии и Богоматери по краю круга — текст молитвы.

По сторонам — двенадцать пророков, разделенных гирляндами. Внизу — подробная надпись, с утратами. В псковской иконе Троица с бытием, хождением и сценами из Акафиста и жития Богоматери София помешена в клеймах.

Во Пскове Троицкий храм был соборным, но была и Софийская церковь. Для предприимчивых путешественников естественно желание всегда иметь в пути перед собою зримое воплощение высших сил добра и красоты.

По их заказу создавались небольшого размера складни, подобно складню из пяти иконок — Моление Максима Яковлевича Строгонова из собрания П. Д. Корина. Строгановы, чьи владения находились в восточной части России (Сольвычегодск, отчасти — Великий Устюг), принялись активно продвигаться в Сибирь, с поощрения Ивана Грозного. Присоединение новых земель ознаменовывалось знаковым актом — построением церкви.

Храм должен быть оснащен иконами, они поступают как царские вклады, их привозят с собой переселенцы. В Тобольском Софийском соборе хранились, согласно описи, иконы Ермака Софии Премудрости Божией Но икон требовалось все больше и больше, и Строгановы создают в своей вотчине Иконную горницу, привлекая лучших мастеров.

Изящно выполненный на кедровых досках складень Максима Строганова соединил различные ипостаси Спаса и вмещает в себе целый мир привычных образов. Первая иконка — Новозаветная Троица: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. На втором образке — миниатюрное изображение многофигурной композиции Единородный Сын, заключающей в себе, как мы видели, основные догматы Православной церкви. Третья иконка — Недреманное Око, укрепляющая веру в постоянную помощь свыше.

К возлежащему в райских обителях Отроку слетает ангел с крестом в руках, в напоминание о трудностях земного пути. Далее — Собор Богоматери. Богородица в кругах «славы» на фоне высокой горы, упирающейся в небо.

Богородице с Младенцем поклоняются слева — волхвы, справа — пастухи. Внизу, в углах — аллегории Земли и Пустыни с яслями.

В центре нижнего ряда — хор певчих во фригийских остроконечных шапках (у молодых «шапки-огненники», у средовеков -«столбуны»); хором управляют Иоанн Дамаскин и Козма Маюмский. В последней иконке — София Премудрость Божия в сиянии «славы». Каждый образок обрамлен серебряным окладом, украшенным финифтью растительным орнаментом.

Сколько любви и таланта вложено в подобного рода изделия! Такого рода высокохудожественные произведения вызывали восхищение иноземцев, один из них, сопровождавший позднее антиохийского патриарха Макария — Павел Алепиский, восклицает: «Знай, что иконописцы не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, топкости письма и навыку в мастерстве: они изготовляют образки, восхищающие сердце зрителя, где каждый святой или ангел бывает величиною с чечевичное зернышко или с мелкую монету.

При виде их мы приходили в восторг. Жаль, что люди с такими руками тленны!» Так выразил свое восхищение умевший ценить красоту пришелец из аравийской земли.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи