Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Изъяснение «Софии Премудрости Божией»

Изъяснение «Софии Премудрости Божией»Пространное изъяснение «Софии Премудрости Божией» принадлежит Игнатию Римскому-Корсакову. Эта незаурядная личность оставалась до последнего времени в тени; исследования А. П. Богданова позволяют оценить его всестороннюю деятельность. «Яркий публицист, историк, композитор, переводчик, деятель церкви, возглавивший в последние годы жизни Сибирскую митрополию», представитель известной в России фамилии Римских-Корсаковых (Богданов б). Игнатий был видным деятелем борьбы с расколом, принимал активное участие в событиях бурной жизни последней четверти XVII века; вручил Софье 14 марта 1687 года перед отправкой войск в Крымский поход икону Софии и произнес речь, в которой уповает на победу.

Игнатий провозглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, невидимое же и видимое, невидимое убо о нем же писано есть: царство твое, царство всех веков и владычество твое во всяком роде и роде; в нем же сам Спаситель наш призывает, глаголя: приидите благословении отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира, по апостола Павла гласу. Видимое же царство Божиею милостиею соблюдаемое царство християнское, Всероссийское царство пресветлых и самодержавнейших великих государей наших, богохранимых царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и благоверныя сестры их великия государыни нашея пресветлыя царевны и княжны Софии Алексеевны Всея Великия и Малыя и Белый России самодержцев».

На поставленный им самим вопрос, в чем сокровенная тайна государства Российского, автор поясняет, что это есть образ Софии Премудрости Божией. На вопрос, почему образ Софии Премудрости «извествует свидетельство о Московском Российском царствии», следует ответ: потому что издревле в обычае святых новгородских архиереев было подносить царям икону неизреченной Софии Премудрости слова Божия «и от сего познаете яко воистинну благословенно есть царство Московское, царство Божие и Божиих угодников».

Превознеся Софию как новгородскую и общерусскую святыню, автор затем превращает свое изъяснение в панегирик царевне Софье, царям Иоанну и Петру Алексеевичам и всей их близкой родне и приближенным. Но иерарх не может не значь, что ангел царевны — не София Премудрость Божия, но мученица София. Имена Веры, Надежды и Любови можно нередко прочесть на столпах храма Премудрости позднего времени, но не как мучениц за веру, а как символы Премудрости.

Одним словом, автор рассматривает сочинение как «приклад» к иконе. С падением правительства царевны Софьи Алексеевны Слово Игнатия потеряло всякое значение.

Более того, едва ли случайно он оказывается в почетной ссылке в качестве митрополита Тобольского и Сибирского. Но в искусстве остался след от изъяснения Святой Софии Игнатием. Это икона Софии.

София занимает средник, окружена двенадцатью клеймами. Состав клейм — тот же, что в одноименной иконе московских писем более раннего времени, которая, по-видимому, послужила образцом для этой иконы.

Но средник выполнен со значительными изменениями: София стоит в рост, в короне и с распахнутыми, поднятыми крыльями. Вся ее фигура — киноварно-красная, с пробелкой золотом.

У ее ног красные облака, по сторонам — Богоматерь крылатая, царица небесная — в короне, с медальоном благословляющего Иммануила; Предтеча также крылатый, со свитком в руках. Над Софией — Христос, в рост, в золотой одежде, на фоне красной, с золотом, мандорлы, со свитой ангелов.

Над Христом темное небо, усеянное крупными и мелкими звездами, на небе, на облаках, в золотом круге, восседает в снежно-белой одежде Саваоф. Избыток золота оттенен пятнами темного цвета: позема, неба, одеяний.

Поля оливковые, под драгоценный оклад. Изображение Софии в рост было известно новгородским и строгановским мастерам (Гусев, Филимонов), но необычайное богатство, обилие золота и изысканность письма свидетельствуют о том, что икона написана для царской фамилии.

Можно не сомневаться, что это образ — из тех, что был написан «в поднос» царевне Софье. Изображение Софии становится достоянием граверов — его можно видеть в русских народных картинках (Ровинский).

София здесь представлена в деисусе: Христос восседает на престоле, в короне, с кресчатым нимбом, по сторонам Богоматерь с Младенцем в медальоне и Предтеча. Семь столпов отсутствуют. Внизу надпись: «Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу: „Господи, не лиши мене небесных твоих благ, Господи, избави мя вечных мук, Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших…

«». В первом десятилетии XVIII века Петр I переносит столицу в Петербург. Оружейная палата с Иконной мастерской была ликвидирована, «в верхах» происходит полная переориентация на живописное искусство Запада.

Принятые в иконописи иносказания и аллегории становятся не нужны; царский двор создает портретную мастерскую под руководством Ивана Безмина и Ивана Максимова, использует живописцев-иностранцев. Им поручается писать царские портреты в натуральном виде. Патриаршество по указу Петра I было ликвидировано, дела Церкви переданы в ведение Синода (1721).

Но искусство иконописи еще 200 лет оказывается востребованным провинцией, областными центрами. Понятие и образ «Софии Премудрости Божией» по-прежнему несет Новгород и те области, которые испытывают постоянное тяготение к его культуре. Они еще два столетия будут сохранять приверженность к традиционному иконописному искусству, вкладывая в него новое, живое, действенное содержание.

Изображение Софии в искусстве посадских городов приобретет новую жизнь. Новгород в годы Смутного времени перенес шведскую оккупацию, сопровождавшуюся невиданными зверствами: шведы уничтожали мирное население, сожгли софийского протопопа Аммоса, зарубили мечом попа Никифора, вытаскивали на посмеяние чтимые народом мощи князей, надругались над иконами. После их изгнания и восстановления династии Романовых Новгород приобретает значение центра обширной митрополии.

Это — большая территория северных земель (бывших новгородских пятин), Западная Сибирь, города Поволжья. Сопровождавший антиохийского патриарха Макария его сын Павел Алеппский сообщает, что власть митрополита охватывает пространство более чем в 2000 верст, в его подчинении находятся 400 благоустроенных монастырей и 2000 священников, огромный штат служителей Церкви при Софийском Доме, «словом, митрополит больше воеводы».

Восстанавливаются разрушенные памятники, в Софии производится крупный ремонт.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи