Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Оценка творения Семена Шаховского

Оценка творения Семена ШаховскогоСлужбу Семена Шаховского выгодно отличает искренность чувств глубоко верующего человека. В первых же словах он передает свое восхищение словами песнопения: «Дивное чудо, Единородный Сын и Слово Божие в девичью утробу вселяется», «Дивны твоя тайны, Христе Боже». Пламенная вера снимает все противоречия догматических установлений, впоследствии послуживших поводом для непримиримых богословских и философских споров. Оценка творения Семена Шаховского с позиций ученых-схоластов не весьма высока, но с этим нельзя согласиться.

Произведение отличают, при ясности ума, искреннее вдохновение, сознание значимости темы, умение воссоздать образ Софии, прекрасный своим телесным видением, огненным явлением и божественной Премудростью, Подлинная поэтичность, глубина восприятия автора — в том, что, понимая непостижимость явления Софии, он дает нам возможность не только осознать ее, но и почувствовать сердцем, душой. Семен Шаховской выступает здесь не только образованным автором, но поэтом, мыслящим образами, подобно древним создателям знаменитой иконы, участницы Российской истории на протяжении столетий.

Как точно он мог сказать: «Премудрость делает меня премудрым». Слова эти показывают высокую степень самосознания. Служба Софии — барометр, свидетельствующий об уровне религиозности русского человека того времени.

Распространение Службы Шаховского по другим весям это доказывает. Автор уверен в том, что Премудрость Божия, являясь в облике Христа, или Богоматери, или ином непознаваемом виде, указывает народу на его бедствия как на кару за ошибки, грехи и заблуждения, но не отвращает от православных людей своего светлого лика, опаляющего зло божественным огнем.

Но когда заблуждения осознаны, к народу возвращается вера в божественное покровительство, умножающее его силы и одаряющее мудростью — источниками могущества Родины. В последующих переработках Службы толкование Софии как Богородицы еще более усилено. В поморском списке Служба помещена в Сборнике сказаний об иконах Богородицы, служб и пр. В Службу включен стих об Успении Богородицы и стечении апостолов па ее похороны, помещена молитва Софии.

По описям Софийского собора Новгорода, в храме имелось несколько икон Софии. Авторы XIX-XX веков их подробно описывают.

Описание принадлежит художнику, глубоко чувствующему очарование произведения. С таким подлинным вдохновением иконописцы создавали свои великолепные шедевры. Автор-иконописец хорошо осведомлен в богословии и владеет искусством слова.

Икона представляет собою новгородскую редакцию Софии, но, судя по изобилию золота, она не древняя. Толкование показывает полную независимость автора от традиционного изъяснения Софии как Девы. Вероятно, именно эта икона была безвозвратно похищена гитлеровцами, как об этом приходилось слышать в Новгороде во время войны.

Современная икона, по словам музейных работников, привезена из Пскова. Несомненный интерес представляет икона Крестная.

Напомним, что перевод ее имелся в стенописи Георгиевского собора Юрьева монастыря, с некоторыми отличиями. Приведем описание иконы. «В том же Новегородском Софийском соборе „София Премудрость Божия», которую мы назовем Крестной, потому что под названием Софии представляет она распятого на кресте Спасителя.

Большого размера и редкого перевода. Вверху иконы в круге сидящий на кресте и благословляющий обеими руками Спас в золотых ризах. На коленях — Евангелие с текстом „Приидите благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие».

Налево — лик пустынников, направо — мучениц и преподобных жен. Ниже, налево — лик богоотец. Направо — лик исповедников, налево — святителей, направо — преподобных.

Еще ниже — пророки и лик мучеников. Посреди иконы, ниже круга, представлена большая запона, в которой изображен между ангелами и серафимами Св. Дух в виде белого голубя, блестящего лучами с надписями: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх Божий.

Между кругом и заноною: „Премудрость созда себе храм и утверди столпов седмь». Внизу эпистиль на семи столбах, на среднем распятый Христос.

На эпистили: „и закла своя жертвенная». На антификсах надписи: любовь, вера, надежда. На столпах, па свитках таинства: брак, покаяние, крещение, миропомазание, священство, елеосвящение.

Таинства причастия в надписи нет, потому что оно олицетворено Распятием Спасителя. Внизу на подушках колонн: собор Софии 5, собор 4, собор 3, собор 2, собор 6, собор 7. Внизу 4 подписи. Распятие.

Собор 1-й. Из трех ступеней на первой: „Ветхаго и Новаго Завета писания, Божественные писания, церкви основание, всечестная кровь». На второй ступени: „апостольские проповеди, пророческие учения, камень веры Христовой». На третей нижней: „И на сем камени созижду церковь мою и врата адова не одолеют».

Спасителю предстоят апостолы, слева — во главе с Богородицей, справа — с Иоанном Крестителем. Икона XVII в., сходна с иконой того же названия в соборе Юрьева монастыря».

Иконография в XVII-XVIII веках была использована в новой редакции в стенописи храмов. Здесь обращает на себя внимание фигура сидящего на кресте Христа. Мотив позаимствован и использован мастерами в иконе Единородный Сын, но там на кресте восседает Давид «во бронех», фигура которого вызвала также немалые споры исследователей.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи