Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Иконописцы Иван и Федор Карповы

Иконописцы Иван и Федор КарповыЯрославские иконописцы Иван и Федор Карповы пишут в 1668 году по заказу Богдана Матвеевича Хитрово икону Единородный Сын для московского храма Григория Неокессарийского. Центр иконы занимает крупного размера Распятие с обращенными к Христу Богородицей и Иоанном Богословом. Вокруг расположены отдельные евангельские сцены, от Благовещения и Рождества Христова до Воскресения в двух видах: Сошествия во ад и Христа, возносящегося из гроба (западный образец) В иконографии от новгородского извода иконы Единородного Сына не осталось ничего, разве что от Софии Крестной взяты Распятие и свиток неба.

Но вместо уготованного престола здесь помещен большой сияющий круг солнца, согласно апокрифическому сказанию о «светлой неделе», когда солнце не заходило; в Евангелии сказано, наоборот, что во время Распятия наступила тьма. С кругом софийных икон связан образ Притчи о душе праведной.

Изображение «Души чистой» присутствует в росписи западной галереи Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на северной пилястре (середина XVII века). «Душа праведная» — Дева в царственном облачении — красном платье с золотой каймой, в короне.

В левой руке держит на веревочке льва, в правой — пылающий светильник. От нее бегут темные демонические чудовища.

Дева стоит на белом круге — луне, перед нею большой круг солнца (апокалиптическая жена, «облеченная в солнце»), в нравом нижнем углу — обнаженная фигурка плачущего грешника. В возглавии — деисус, Христос, Богородица в царской короне и Предтеча.

Образ «души праведной», «души чистой» — Девы в царской одежде, напомнит нам древнейшую редакцию толкования Софии — «Неизреченнаго девства чистота смиренныя мудрости истина». Можно предположить, что прообразом иконографии этого вида воплощения Премудрости могла послужить древнейшая икона Софии новгородского Софийского собора, существовавшая до того, как она приобрела деисусный вид. Образ возвращает нас к истокам Софии Премудрости Божией на русской почве, он не был забыт после всех злободневных перемен в его иконографии и прошел через шесть веков истории русского искусства. Образ встречается в миниатюрах и в стенописи Ярославля и Костромы.

Напомним, что в эти города после походов Ивана III и Ивана IV непокорных новгородцев переводили из Новгорода на постоянное жительство. Иконы софийного круга помешают в иконостасе, в ряду местных икон.

Например, в иконе-образце с изображением иконостаса Третьяковской галереи первая икона слева, с северной стороны, — Собор Архангелов; справа, вторая от царских врат, — Единородный Сын новгородского извода. Иконописцев посадских городов продолжает привлекать изображение таких важных в религиозной жизни актов, в которых присутствие Софии или самого Христа почитается необходимым. Это — литургия и как ее важнейшая часть — Символ веры.

Изображение литургии, известное в православных храмах с древнейших времен, входит составной частью в Богослужение христианских храмов. Его можно встретить в иконописи и в стенном письме, не как дополнение, но как активное, организующее службу начало.

Так, в алтаре церкви Иоанна Предтечи в Толчкове подробно представлен цикл из восемнадцати композиций на тему «Толкование литургии», одно из наиболее полных в христианском искусстве. В этом отразился еще один, злободневный для Петровского времени вопрос — дискуссия между сторонниками Восточной и Западной Церкви по вопросам о причастии и о преосуществлении даров (Покровский, Ягич). Для Ярославля — города, стоящего на перекрестье торговых путей, — это были вопросы не только догматики, но и характера культурных связей между странами Запада и Востока.

Символ веры принят на первом и втором Вселенских соборах и включен в литургию как напоминание о главных догматах христианского вероучения. На Руси Символ веры известен с X века, со времени Крещения Руси.

Его текст присутствует в Исповедании веры митрополита Илариона. Одновременно он появляется в стенописи: в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, в Софии Новгородской (XI-XII века), и снова всплывает в росписях XVI века: в Архангельском соборе Московского Кремля, в Успенском соборе Ростова Великого, в Богоявленском соборе Костромы. В XVII веке Символ веры располагается на стенах, наряду с фресками на тему молитвы Отче наш или Заповеди блаженства, в виде иконы или отдельного яруса стенописи.

В XVIII веке тема становится ведущей в русской живописи, прежде всего в монументальной. В стенописях XVIII века Символ веры приобретает значение доминанты, занимая ответственное центральное место в подкупольном пространстве, и располагается на нескольких плоскостях — в арках и сводах.

В храмах бесстолпных, построенных «на палатное дело», Символ веры в ряде случаев занимает весь свод. Из ансамблей, содержащих в составе стенописи этот сюжет, назовем: в Ярославле — церковь Николы Мокрого, церковь Ильи Пророка, церковь Благовещения, церковь Архангела Михаила, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, церковь Введения Толгского монастыря. Символ веры присутствует в храмах Ростова Великого, в Вологде, в Рыбинске, в Костроме — церковь Спаса за Волгой — и в Галиче костромском (Васильевская церковь).

Наиболее полно представлен сюжет в соборе Клопского монастыря близ Новгорода, где он занимает не только своды, но и стены. Из стенописи сюжет переходит в икону Верую, известно более десяти крупных икон, как сохранившихся, так и упоминаемых в письменных источниках; из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря и из церкви Григория Неокессарийского.

Сохранился целый ряд гравюр Символа веры — в собраниях Н. П. Лихачева, Д. А. Ровинского, Г. Д. Филимонова и в Ярославском художественном музее. Листы крупного размера, с подробнейшими иллюстрациями текста, служили образцами при росписи храмов. Города Северо-Востока берут на себя ответственную роль хранителей Православия в России, когда его устои колеблются под натиском петровских реформ.

Таковы виды Софии Премудрости Божией и произведений софийного круга, созданные в искусстве и литературе Древней Руси.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи