Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их СофииВ XV-XVI веках известно почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии как олицетворения лучших качеств Мудрости. В иконах святых мучениц создан выразительный образ монументальной фигуры Софии, укрывающей, как покровом, фигуры трех дочерей меньшего роста. От XV века сохранилась икона в Музее Троице-Сергиевой лавры превосходного письма. Икона Третьяковской галереи выполнена в традициях новгородской иконописи.

«На иконе руки св. Софии воздеты, как в образе Оранты. Источник ее твердости — Господь.

Широкие складки мафория матери охватывают и укрывают, подобно покрову, фигуры дочерей. Композиция построена так, что изображение непроизвольно приобретает аллегорический смысл: София-Премудрость предстает и как материнское лоно, соединяющее в себе добродетели, из которых главными являются вера, надежда и любовь, и как источник, от которого их приемлет мир. В кондаке святым мученицам Вера, Надежда и Любовь названы честными священнейшими ветвями Софии».

Тематика произведений Премудрость созда себе храм получила развитие в мелкой пластике XVI века московского круга. Наиболее раннее произведение, выполненное в технике резьбы по дереву начала XVI века, — миниатюрная иконка Русского музея мастера Анании. В ней сохранены элементы Кирилловской иконы, но вместо семистолиного храма здесь в левом верхнем углу представлен храм с четырьмя колоннами, без купола, отсутствуют Вселенские соборы, есть только ангелы соборов в медальонах.

У Христа Еммануила в левой руке — чаша причастия, правая опущена вниз. Престол для причастия стоит внизу, перед ним большая чаша, наполненная жертвенным напитком.

На свитке Соломона — начало надписи. Продолжение надписи на окружности сияния вокруг Еммануила. Створка складня имеет своего двойника по технике выполнения, но с изображением четырех праздников: Рождества Христова, Преображения, Вознесения и Успения.

О резчике Анании сведений нет, кроме выполненных им произведений. Федор Иванович Ярославич — пинский князь (1499-1522). Близкий этому складень, выполненный также по заказу этого князя, находится в парижском собрании Меланже.

У ангелов церквей — свитки с нечитаемыми надписями. Пинск находился в то время в составе Литвы, но западнорусские земли сохраняли русский язык и православную веру. Католическое давление усиливало сопротивление населения.

Новгородская иконография резных иконок не вызывает сомнений, хотя в их исполнении ИИ. Плешанова отмечает родственность искусству Южной Руси. Третья резная иконка на этот же сюжет — из собрания А. С. Уварова, ныне находится в Историческом музее.

Техника выполнения ее заметно отличается, и нет основания видеть в этом произведении авторство Анании. Несколько отличается иконка и в иконографии.

У Христа нимб, как в волотовской фреске, состоит из двух пересекающихся треугольников, в его левой руке — чаша, в правой — скипетр. Козма Маюмский представлен не внизу, а в верхней части слева, в его руках свиток со словом «всевинная». Храм Соломона в верхнем левом углу имеет вид античной постройки с семью столпами, как в волотовской фреске.

Вокруг диска с Богоматерью тропарь Богородице: «Еже от века утаенное и ангелом неведомое таинство». Вокруг диска с Еммануилом: «Закла своя жертвенная и раствори в чаше своей вино и уготова (трапезу)». Здесь также помещено семь духов в кругах, на каждом — надпись «духъ».

У Соломона на свитке надпись «премудрость». Над диском с Еммануилом — текст: «божия сила, божия мудрость». У ангелов соборов — свитки с трудночитаемыми надписями.

А. С. Уваров опубликовал иконку по палеографическим данным, с датой конец XIV века. Но, поскольку складень небольшого размера, датировать по шрифту едва ли возможно. Три иконы представляют немалый интерес в развитии иконографии сюжета «Премудрость созда себе храм», заполняя собою лакуну между волотовской фреской и Кирилловской иконой.

Отличия трех икон заметны в общем композиционном решении, в стиле и в частностях. При этом оказывается, что уваровская икона показывает большую зависимость от волотовской фрески в композиционном решении, как и в динамичности фигур и тщательности их разделки.

Это может быть, впрочем, объяснено существованием некоторых промежуточных образцов. Все они восходили, по-видимому, к Новгороду.

Годуновские складни также, с некоторыми отличиями, близки иконографии Кирилловской иконы. Но описания их требуют поправки. В первой иконе в левом углу представлена Богоматерь, ей предстоят Иоанн Дамаскин с песнью Всевинная [и подательная жизни] и Соломон с начальными словами 9-й притчи, показана и сцена жертвоприношения, и храм Премудрости о семи столпах.

В публикацию другого складня Н. В. Покровским также следует внести исправления. Итак, в XVI веке закрепились два наиболее характерных иконографических варианта Софии новгородского перевода — в виде огнезрачной девы и «Премудрость созда себе храм». Во второй половине XVI века произошли важные события.

Взятие Казани и Астрахани ликвидировало угрозу татарских набегов. Создание в России патриаршества (1589) укрепило авторитет Церкви. Годы Смутного времени приостановили ход нормального развития страны, стали периодом ее разорения.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи