Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Система росписи Софии Киевской

Система росписи Софии КиевскойСистема росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом масштабе: Бог не допустил творению своему — человечеству пребывать в идольском служении бесам, но вначале указал племени Авраама путь к скрижалям закона Моисеева, а после все народы («все языки») спас Сыном своим Христом через обновление и жизнь вечную. Религия Ветхого Завета связана с идеей национальной ограниченности «избранного народа», сопровождающейся рабством; христианство, с его исповеданием «благодати», «свободы» человека подчеркивает вселенский, универсальный характер христианства. Спустя четверть века летописец Нестор запишет о деяниях Ярослава Мудрого в Повести временных лет. Свободное цитирование показывает хорошее знакомство автора с притчами Соломона.

В стенописи XI-XII веков крещальни Киевского Софийского собора с восточной стороны представлены Кирилл и Мефодий. Связи русского и южнославянского искусства пройдут через века, при этом наблюдается общая закономерность: когда Болгария и Сербия на подъеме, а Русь нуждается в поддержке, она обращается к братским славянским странам с целью укрепления и развития своей культуры («первое и второе южнославянское влияние»).

И наоборот, в трудные для Балкан времена — завоевание в 1018 году Византией, а в конце XIV века турками — деятели культуры и искусства Болгарии и Сербии устремляются на Русь. Это станет очевидным и в аспекте изучения нашей темы.

Храмы после построения обычно украшаются иконами. При раскопках иола Киевской Софии на месте алтарной преграды найдена колонна с капителью, свидетельствующая о том, что здесь, как и в ранних храмах Византии, преграда была сквозная, алтарь отделялся от главного помещения колоннадой и завесой.

Изображения Христа и Богоматери, обязательные в алтарной преграде, а позднее — непосредственно в иконостасе, вероятно, располагались на алтарных столпах в виде мозаик или фресок, что встречается довольно часто. Могла быть икона над царскими вратами в виде темплона с деисусом. Мозаический деисус с погрудными изображениями Христа-иерея, Богоматери и Предтечи в Киевской Софии размещается в замке подпружной арки.

Древняя храмовая икона Софийского собора не сохранилась. Икона Софии Премудрости Божией так называемого киевского перевода относится к позднему времени — к XVII веку.

Ее композиция несомненно связана с интерьером Софийского собора, с купольной мозаикой внушительного образа Вседержителя и изображением в центре Богоматери Оранты на фоне семиколонного храма с видом на алтарь (воспоминание о притче Соломона в колоннаде алтарной преграды), ступеней добродетелей с «ликами» пророков, апостолов, святителей, преподобных и мучеников — все это связывало в тесный узел идею «Премудрость — Христос, храм — Богородица». Эта идея дополнялась обширным циклом архангелов, с архангелом Михаилом во главе.

Наиболее вероятно, однако, что древнейшая храмовая икона Софии Киевской предвосхитила собою алтарную мозаику Богородицы, то есть имела вид Оранты. Примером подобного решения может служить икона так называемой Ярославской Оранты. В росписях киевских храмов нередко обращение к литературным источникам, как, например, в росписи Троицкого собора Кириллова монастыря (середина XII века).

Здесь, в приделе Кирилла Александрийского, показаны сцены его поучений, в том числе и Слово о Софии. Обратимся теперь к Софии Новгородской. Каменный храм построен в 1045-1050 годах, его древнейшие фрески создавались в два этана: первый относится ко времени построения храма и датируется 1052 годом; это роспись центральной главы и часть росписей по низу, преимущественно на цемянке.

Ввиду кончины строителя храма князя Владимира Ярославича (4 октября 1052 г.) работы были прекращены и возобновлены спустя 60 лет. Главный храм и приделы расписаны в 1109-1112 годах. Древние фрески сохранились в виде отдельных фрагментов, но система росписи поддается расшифровке.

Принадлежит она, за отдельными исключениями, древнейшему времени — середине XI — началу XII века. Паперти расписывались в середине и в конце XII столетия. Новгородская София также обнаруживает понимание Премудрости как Христа.

В том, прежде всего, что первое освящение храма после завершения его постройки состоялось 6 августа 1050 года в предпразднование Преображения Спаса, в воскресенье. Над западными дверьми снаружи изначала был написан образ Вседержителя; обычно над входом пишется фреска или устанавливается икона святого, коему посвящен храм.

Центральную главу украшает фреска Вседержителя, знаменитого Спаса со сжатой десницей. Общая программа росписи Новгородской Софии заметно отличается от Софии Киевской, здесь преимущественное внимание уделено ветхозаветным сюжетам.

В барабане Софии Новгородской помещены пророки. Ряд ветхозаветных пророков начинают Давид и Соломон.

Текст имеет отношение к образу Оранты в конхе алтаря, в чем видна отчасти аналогия с Софией Киевской, но там в барабане — не пророки, но апостолы. Текст на хартии Соломона читается: «Премудрость созда себе храмъ и утверди столпов седмь и посла своя (рабы)».

Притча Соломона излагается в редакции К-1 (не «дом», как у Соломона, но «храм»), хотя текст новгородской фрески ближе к тексту Соломоновой притчи, чем к Ипполиту («посла своя рабы» в толковании Ипполита помещено ниже). Новгородцам было известно толкование Софии, занимающее промежуточное место между этими двумя текстами, или они сами сократили текст Соломона. В нижнем ярусе росписи храма особо выделены на простенках подкупольного пространства композиции Ста Соломон пред жертвенником и Помазание Давида на царство.

Посвящение храма Соломона отчетливо раскрывает тему храмоздательства, уподобляя Софию Новгородскую Соломонову храму. В дальнейшем с этой темой можно встретиться в литературе и искусстве Новгорода многократно.

Сюжет «Помазание Давида» связан с присвоением Ярославу Мудрому титула царя.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи