Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Смысл «Софии Премудрости Божией»

Смысл «Софии Премудрости Божией»Постигнуть содержание, смысл Софии Премудрости Божией, как оно отражалось в зеркале искусства и литературы Древней Руси, невозможно без учета взаимодействия религиозных представлений — с одной стороны, а с другой — их воплощения в таких видах духовного и художественного творчества, как литература и иконопись. При синтетичности мышления средневекового художника и ведущей роли монументальных росписей невозможно не учитывать связи искусства с архитектурой. Более того, на заре христианизации Руси именно впечатляющие своей монументальностью храмы Софии — храмы Премудрости — выражали собою величие самой Премудрости.

Ознакомление Руси с «Премудростью Божией» пришло вместе с крещением — событием, имеющим решающее значение для последующих судеб государства и народа. Начало восприятия Русью христианской веры и культуры невозможно, однако, относить лишь ко времени Крещения Руси. Историки приходят к выводу, что «можно говорить о проникновении христианства на Русь в первой половине IX столетия».

Не могла не оставить своего следа и деятельность княгини Ольги, христианки. Иоакимова летопись сообщает, что княгиня Ольга построила собор Святой Софии. Известно о существовании в Киеве христианских храмов довладимирова времени.

Нельзя недооценивать роль Херсонеса как культурного моста между Русью и Византией. По сообщению летописи, именно из «Корсуня» Владимир Святославич взял себе «попов и мощи святых, и сосуды церковные и иконы… на благословение себе».

Один из храмов Херсонеса посвящен Святой Софии. Русь получила в наследство от Византии, с помощью культурного посредничества Болгарии, обширную литературу, имевшую к этому времени уже немало произведений, как переведенных с греческого языка, так и созданных в эпоху Первого Болгарского царства. Примером этому служит Изборник 1073 года со Словом о Премудрости Ипполита-Анастасия.

Замечательные успехи были достигнуты в зодчестве и изобразительном искусстве. Первые соборные храмы крупнейших русских городов посвящены Софии. В Новгороде, в первый же год принятия христианства (988), возведен тринадцатиглавый дубовый храм Софии, в 1045-1050 годах выстроена монументальная шестиглавая София каменная.

В Киеве грандиозный Софийский собор построен между 1017 и 1037 годами. В эти же годы построен Софийский собор в Полоцке.

Посвящение Софийских храмов на Руси не без основания связывают с подражанием Константинополю. Царьградская София, этот великолепный, грандиозный по своим размерам храм, с его архитектурой и мозаиками, с торжественными богослужениями, сыграла немалую роль в принятии на Руси христианства. Послы Киевского князя Владимира Святославича, побывавшие при выборе веры в Константинопольской Софии, заявили, вернувшись: «Мы не знали, на небе мы были или на земле, ибо нет на земле красоты такой, что и описать нельзя».

Созданные о Софии сказания уже в XI веке попадали на Русь с ранними летописцами, палеёй, хронографами и самостоятельно, в разных редакциях. Об этом вспоминали еще и в рукописях XVII века.

Видеть в посвящении храма Софии простое копирование, желание будто бы подняться на более высокую ступень духовной культуры было бы упрощением мышления древнерусских богословов и зодчих. О том, что на Руси в XI веке понятие Софии Премудрости Божией было вполне осознанным и достаточно определенным, можно судить по сходству и различию, которое вкладывали в него в Киеве и в Новгороде.

В Софии Киевской основная программа цикла мозаик и фресок (около 1046), последовательно изложенная в росписи купола, алтаря и стен, подчинена преимущественно евангельским событиям. Иконография христологического цикла была к этому времени достаточно разработана, хотя в византийских росписях и мозаиках сюжеты занимали преимущественно купол и паруса, стены облицовывались мрамором. На Руси стенопись уже изначала покрывала своды и стены сверху донизу.

В куполе Киевской Софии представлены мозаики и фрески Вседержителя и архангелов; в барабане — апостолы. Стенопись сводов не сохранилась, но обычно здесь размещались главные, «двунадесятые» праздники.

Христологический цикл тем самым со всей определенностью свидетельствовал о посвящении храма Софии второму лицу Троицы — Иисусу Христу. Особое значение имеет роспись алтаря. Здесь представлен образ Богоматери Оранты, ниже расположена сцена Евхаристии, а пояс над архиерейским возвышением предоставлен святительскому чину.

Внушительный образ Богоматери Оранты приобрел подобающее значение как образ Матери Еммануиловой, Матери Премудрости. За мозаикой Оранты утвердился эпитет «Нерушимой стены».

По мнению С. С. Аверинцева, в этом уподоблении явственно отмечается наследование античному образу хранительницы города Афины Паллады. И одновременно также характерное для различных культов Востока и Греции мифологизирование мудрости как девы, богини мудрости, воплощающей собою свойства девственности и непорочности, материнства (триада «София — Мария — Церковь). Не отрицая справедливости подобной интерпретации, отметим, что С. С. Аверинцев все свое внимание зафиксировал на образе Оранты, которая, может быть, и заслуживает того, как высочайшее произведение византийской живописи.

Но можно ли отрывать ее от декорации всего алтаря? Мозаическая надпись на алтарной арке: «Бог посреде его, и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра» — относится не только к изображению именно Оранты.

По воле Юстиниана стих присутствовал на каждой из керамид Софии Константинопольской, будучи особо выделенным и получив значение универсальности, прямой связи с посвящением храма Софии.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи