Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Софийский Дом

Софийский ДомСофийский Дом в XVII веке в значительной степени сохраняет значение духовного и культурного центра. Оживает интерес к истории города-республики, создается Летописный свод — 3-я Новгородская летопись, или Летописец новгородский церквам Божиим, содержащий важнейшие сведения о построении храмов, о художественных работах начиная с древнейших времен. Продолжает развиваться иконописное дело, новгородские мастера-иконописцы работают и в других городах: в Москве, Костроме, Вологде, Старой Руссе. Возрождается интерес к Святой Софии Премудрости Божией.

Создается вид «иконы в иконе», где центральное место принадлежит Софии Премудрости Божией в окружении новгородских святых. Иконы Софии рассылаются в отдаленные приходы.

На иконе Софии в церкви Туломозерского прихода имелась такая надпись: «7182/1673 сентября 9 по указу великого государя преосвященного Иоакима, митрополита Великого Новгорода и Великих Лук сия икона Премудрости Божией Софии отдана в церковь Николая Чудотворца», Икону Софии на Севере можно встретить в центре деисусного чина, в иконостасе. В иконостасе деревянной Архангельской церкви Микулина городища, в описи 1602 года отмечается: «В первом тябле над царскими дверьми праздники писаны красками, в другом тябле образ Софии Премудрости Божией писан на золоте, да 12 апостолов писаны на празелени… в третьем тябле 12 образов праотец и пророческих.

В небе Господь Саваоф писан на золоте». София Премудрость Божия становится одной из наиболее чтимых икон иконостаса местного ряда по всему Северу.

В 1655-1659 годах в Софийском соборе произведены крупные работы, перестроен иконостас, установлен новый храмовый образ Успение; София и другие иконы обложены серебром. Как и в Москве, в Новгороде богослужения становятся более пышными и торжественными, особенно в годы пребывания здесь митрополита Никона. В Софийском соборе уже в древности совершались службы в честь Софии.

Во второй четверти XVII века духовным писателем Семеном Шаховским для Софийского собора создан обширный текст Службы Софии Премудрости Божией. Князь Семен Иванович Шаховской состоял на царской службе в звании воеводы и на других должностях.

Был обвинен в каком-то преступлении государственного значения, оставшемся неизвестным, от чего сам он отрекается. Как писатель известен обилием и разнообразием сочинений — посланий, исторических и богословских произведений, церковных служб, молитв и песнопений.

Служба Софии Семена Шаховского получила широкое распространение как поистине выдающееся произведение русской гимнографии. Списки ее можно встретить, кроме Новгорода, и в других городах — Ярославле и Костроме, причем они переписывались и через двести лет после того, как Служба была составлена. Тексты списков не идентичны, они различаются между собою большей краткостью или пространностью, порядком последовательности стихов, акцентами в самом содержании.

Принадлежат ли эти различия другим авторам или самому Семену Шаховскому (может быть, выполненные им по желанию заказчика), данный вопрос требует специального рассмотрения, что не входит в нашу задачу. Не все тексты достаточно хорошей сохранности, и при публикации их мы будем вносить отдельные, несущественные дополнения из других списков.

Необходимо отметить, что далеко не лучшим по сохранности является список библиотеки Софийского собора, принадлежность авторской Службы именно этому храму отмечает заголовок списка поморских писем. Служба Шаховского вызвала к себе неоднозначное отношение, и в дальнейшем велено было исправить ее братьям Лихудам.

А. И. Никольский подвергает разбору Службу С. Шаховского: «Из анализа Службы Святой Софии, которая, вероятно, написана была в Новгороде, видно, что сочинитель не составил себе ясного и отчетливого понятия о Софии Святой: то он разумеет под Премудростью Божиею воплотившееся Слово, Иисуса Христа, а то Божию Матерь, а в тропаре „Велия и неизреченная Премудрости Божия сила» под Премудростию Божиею разумеется и Иисус Христос, и Божия Матерь». Шаховской, однако, писал Службу «не с чистого листа».

Круг источников, которыми он пользуется, в значительной степени определен предшествующими сочинениями о Премудрости: хорошо известными в русской письменности библейскими текстами Давида и Соломона, толкованиями на 9-ю притчу Анастасия и толкованием Н-3 на Софию огнезрачную. Знаком автор и с Повестью Зиновия Отенского, можно видеть и ряд других параллелей.

Храм Премудрости для него — храм, созданный Единородным Сыном. Но рядом говорится, что Дева Мария, Богородица и есть Премудрость: «Нашего ради спасения Единородный Сынъ и Слово Божие храм себе созда в пречистом чреве Девы Марии и тоя Софию именова Премудрость Божию, еже есть девственных душа, тем же тя яко Богородицу величаем». Автор Службы сообщает о Софии Юстиниана и о Деве-Премудрости Кирилла Философа — «девицы избранной именем София сиречь Мудрость Божия».

Служба посвящена не столько собственно Софии Премудрости Божией, но иконе Софии: «Притецем православнии людие Премудрости Божий и видим чудотворную икону пресвятые Богоматере ея же именуем по явлению Софию Премудрость Божию, зане храм бысть одушевлен Единороднаго Сына и Слова Божия, сия убо светолучно сияет в пречестнем храме своем и сердца паша веселит приходящих с верою и взирающих со страхом и благоговением на пречестную сию икону Богоматере, ея же именуем по явлению Софию Премудрость Божию, зане храм бысть одушевлен Единороднаго Сына и Слова Божия. Последние строки показывают связь Премудрости со Вторым пришествием Христа, со Страшным Судом и Апокалипсисом.

Отблеск этого видения и есть огнезрачность. Автору ничего уже не нужно доказывать, как Зиновию Отенскому, он воспринимает храмовую икону Софии-Богородицы в храме Софии — Единородного Сына как данность, как великую тайну воплощения, вочеловечения Бога, как «явление». Уготованный престол — знамение страстей Христа, а небеса являют царя небес, Бога-Отца, «спиде» — сошедшего в чистую Деву.

Так, «девственных душа» становится Премудростью: «Непостижимая и вспетая Премудрость Божия София преименитая, девственных душа, сиречь Единородный Сынъ Слово Божие».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи