Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Восстановление святынь

Восстановление святыньПосле изгнания интервентов Россия медленно оправлялась и крепла. Но уже при царе Михаиле Федоровиче и его отце, патриархе Филарете, восстановление святынь стало делом государственной политики. В городах России на средства царской и патриаршей казны и купечества строятся храмы, украшаются иконами и росписями. Московская Русь снова выходит на международную арену как могущественное государство.

Одновременно в середине XVII — начале XVIII века нарастает социальная напряженность, чему способствует пришедшее из Европы моровое поветрие, раскол в Церкви. По многим городам Руси прокатилась волна народного недовольства: восстание Степана Разина, Соловецкий бунт, Стрелецкий бунт, споры о престолонаследовании между наследниками царя Алексея Михайловича. Все это создает атмосферу «бунташного века», но не может остановить исторического развития государства.

При Алексее Михайловиче освобожден от Литвы древний город Смоленск, присоединены Сибирь и Дальний Восток, вплоть до Тихого океана. Еще более активизируется внешняя политика при царевне Софье и при Петре. Показателем общенародного подъема служит небывалое по размаху повсеместное строительство храмов.

Богослужения становятся пышными. Не говоря уже о стольном граде Москве и других крупных городах и монастырях, где возводятся грандиозные ансамбли, подобно Новоиерусалиму, строительство охватывает и сельские местности.

В Карелии (Олонецкий край), в Беломорье, на севере Новгородской и Архангельской областей строятся небывалые по размеру деревянные храмы: в Мегреге и Кеми, в Типинице и Кижах и других погостах. В каждом населенном пункте Сибирской земли непременно созидается церковь или часовня как символ вхождения в православное Российское государство. Храмы сооружаются и украшаются во имя Спаса и Троицы, покровительницы Московского государства — Богородицы, ее Рождества и Успения, местночтимых святых.

Строятся церкви и в честь Софии. Иконописное дело становится неотъемлемой частью народной жизни. Иконописцы московского круга не все знали, как следует писать Софию.

Иконописный подлинник показывает незнакомство автора с иконографией Софии: кому же предстоят Богородица и Предтеча — «творцу или твари», — об этом ведают иконописцы. То есть София — Божество или нечто иное — «тварь», существо, Богом сотворенное? Автор приводит пример изображения с седмью столпами и с Христом внутри храма.

Ибо точно известно, — добавляет писец, — что София имя есть греческое, толкуется как мудрость, мудрость же ипостасная есть сын Божий. Или же следует писать образ Софии, как принято писать. Из сохранившихся икон можно назвать икону «София с праздниками» первой четверти XVII века.

В среднике — София новгородского перевода, 12 клейм с праздниками: 1. Принесение Нерукотворного образа; 2. Воздвижение Креста Господня; 3. Происхождение честного креста; 4. Зачатие Богородицы; 5. Рождество Богородицы; 6. Введение во храм; 7. Собор Богородицы; 8. Покров; 9. Положение ризы Богородицы; 10. Положение пояса Богородицы; 11. Сретение иконы Богородицы Владимирской; 12. Рождество Иоанна Предтечи. Первые три клейма связаны с образом Христа и крестом Господним, восемь клейм посвящены Богородице, последнее клеймо — с Иоанном Предтечей.

В выборе клейм заметно предпочтение почитания Софии как Богоматери. В Москве в XVII веке в иконописи наметилось два направления. Одно представлено искусством царских изографов Оружейной палаты, избирающих сюжеты строго канонические или тесно связанные с царским двором.

Другое направление представлено искусством купеческого сословия. В «торговую сотню», в Москву, брали из богатых городов, в основном Поволжья.

Храмы украшаются росписями, как церковь Троицы, возведенная в Москве в 1630-х годах ярославцем Григорием Никитниковым и расписанная в 1653 году. Здесь, кроме евангельского цикла и Деяний апостолов, придел Иоанна Богослова полностью посвящен Апокалипсису.

Тема Апокалипсиса в эти годы присутствует и в других храмах посадских городов, она связана с расколом в Русской церкви, вызванным реформами Никона и напряженной социальной обстановкой. Сторонники старой веры называли Никона предтечей Антихриста. Впоследствии купечество станет активной силой в движении старообрядчества.

Среди устрашающих видений казней Божиих Апокалипсиса занимают свое место образ огнезрачного ангела и образы ангелов церквей, как в иконах и фресках Софии Премудрости Божией XVI века. Теперь мы снова видим их и в стенописи и в иконах. Тема Софии вообще довольно близко соприкасается с темой Апокалипсиса.

Небольшая но размеру икона заключает в себе целую эпопею, как это можно видеть в лицевых рукописях Апокалипсиса. Сцена благовестил семи церквам аллегорически представлена ангелами в восьмиконечных нимбах, стоящих у ворот храмов со свитками и текстами надписей. Эта деталь сближает произведение с иконой Премудрость созда себе храм из Кириллова монастыря.

На иконе XVIII века огнеликим является Иоанну Богослову сам Христос. В 1660-х годах в мастерской Симона Ушакова был налажен новый и оригинальный метод гравюры по левкасу.

Из этих гравюр составлялись Лицевые иконописные подлинники, продавались и отдельные листы с гравюрами, среди них имелись изображения Софии новгородского перевода. «Гравюра Софии включена в Сийский лицевой иконописный подлинник, вверху дополнена изображением Троицы. Аллегорическое изображение Софии в виде ангела присутствует и на иконе Симона Ушакова Иоанн Богослов, написанной в 1673 году для Троице-Сергиевой лавры.

Особое внимание к Софии отмечается в последней четверти столетия, что связано с правлением царевны Софьи. Царевна Софья Алексеевна, «мужеумная» ученица Симеона Полоцкого, в 1682 году сумела утихомирить мятеж раскольников.

Сильвестр Медведев, видный писатель того времени, в своих обращениях к Софье приводит 9-ю притчу Соломона о Премудрости, именует ее правление «солнечным домом», наделяет Софью добродетелями — крепостью и мужеством, дарами: вера, надежда, любовь, благость, смирение, богомыслие, милостыня. Ассоциацию имени Софьи и Премудрости использует и Карион Истомин: «Имя бо дево мудрование твое, Сын Божий славит в тебе имя свое».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи