Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Возникновение инакомыслия

Возникновение инакомыслияСоциальное расслоение городского населения Новгорода привело к возникновению инакомыслия, преимущественно в религиозных вопросах. В Новгороде и Пскове получает распространение движение, именуемое стригольничеством. Его приверженцы были настроены критически против официальной Церкви и монастырей, упрекая духовенство в стремлении к обогащению.

Для стригольников обычным был возврат к язычеству с его пантеизмом, обожествлением стихий, культом Неба и Земли, рождающей силы Матери-Земли. Отвергая церковные догматы и обрядность, они придерживались принципа непосредственного общения верующего с Богом, поклонялись поставленным ими крестам, символизирующим небесный огонь, возрождающееся солнце, жизненное начало.

Движение стригольников во многом исповедовало взгляды болгарских и сербских богомилов. Церковь приложила немало усилий, чтобы искоренить «ересь», пустившую глубокие корни в Новгороде и во Пскове.

Религиозная и художественная жизнь Новгорода XIV-XV веков отличалась интенсивностью, здесь строилось и расписывалось немало храмов. Для настенных росписей мастеров нередко приглашали из Византии, из славянских стран византийского круга — Болгарии, Сербии. Большую активность проявил архиепископ Василий.

Авторитетом пользовался архиепископ Алексей (1359-1388), активно искоренявший ереси. При владыках Моисее, Василии и Алексее построено и украшено росписями много церквей, в том числе и знаменитая своими фресками церковь Успения на Волотовом поле. Ансамбль стенописи сохранялся до Великой Отечественной войны, когда храм был разрушен до основания, но фотографии и копии сохранили состав росписей.

Церковь была расписана в два приема: в 1363 и около 1380 года. Портреты ктиторов, архиепископов Моисея и Алексея изображены в стенописи главного помещения храма. Особое внимание волотовская роспись обнаруживает к теме Премудрости, что связывается с активизацией борьбы с ересями.

Образ Премудрости Божией представлен в Болотове в нескольких видах, в том числе и первой в древнерусском искусстве развернутой композицией на тему «Премудрость созда себе храм». Композиция представлена в западном притворе, ее окружают, как и в сербских росписях, циклы сюжетов на излюбленные новгородцами библейские темы: Лествица, Двенадцать колен израилевых. В самом храме, в замке западного свода, Богоматерь Знамение — покровительница Новгорода — сопровождается текстом тропаря из канона Козмы Маюмского на Великий четверг (в реконструкции Г. Вздорнова): «Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия созда храм себе от чистыя неискусомужныя матере: в храм бо телесен оболкийся, славно прославися Христос Бог наш». Иоанн Дамаскин и Козма Маюмский представлены на предалтарных пилястрах (северная и южная стороны).

Иоанн Дамаскин (VIII в.) писал, в числе своих многочисленных произведений поэтических, прозаических и музыкальных, каноны на господские праздники, богородичные песни. Козма (младший современник Дамаскина) сочинил канон на Успение Богоматери и песнь Честнейшую херувим. Песнопевцы обращены к Богоматери с текстами песнопений.

Тексты разъясняют таинства Воплощения — Евхаристии. На хартии Иоанна Дамаскина надпись: «пиво ново паче словесе аз рече во цесарьствии Христа другом испию, яко Бог святый есмь». Козма Маюмский — под склоном на южной лопатке.

На хартии надпись: «Странствия владычня и бессмертныя трапезы на горнем месте высокия умы, верним, придите, воспримем, вошедши слово от слова научившееся, его же величаем» (канон на Великий четверг). В парусах под барабаном Премудрость в образе юной Девы вдохновляет евангелистов Матфея, Марка и Луку к написанию их трудов. Такая многозначность раскрытия темы Премудрости тем более обращает на себя внимание, что храм посвящен Успению Богоматери.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи