Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Писания Кирилла Туровского

Писания Кирилла ТуровскогоВ писаниях Кирилла Туровского о Премудрости можно отметить отголоски притчи Соломона. Соломон использует противопоставление Премудрости — «жене безумной». В Слове о Прем уд росши. Притча Кирилл, перечисляя пороки и добродетели, пользуется другим выразительным сравнением, противопоставляя Мудрость-мать — непокорной и злой мачехе.

Слово Кирилла призывает христианина к чистоте, терпению, молитве и добрым делам. Обращение автора к самой притче можно объяснить тем, что притча имеет ярко выраженное нравственно-поучительное значение, более отчетливо выраженное, чем в толковании Анастасия.

Но Кирилл усиливает этот акцент для вящей назидательности, перечисляя такие пороки, как гордость, непокорение, зломыслие, гнев, вражда, хула, клевета, пьянство, смехотворение, «всякое играние бесовское». «Бесовские играния», как известно, являлись пережитками язычества, и против них Церковь всегда восставала.

Кирилл знает редакцию К-2 (оттуда взята фраза «Премудрость есть Божество, а храм человечество, еже восприя от девы»), он обращается не только к Соломону, но и к Давиду и Иеремии. В целом же обращение к 9-й притче Соломона и к толкованиям на нее у авторов XII века служит поводом для выражения своего мировосприятия — отказа от земного, обыденного в пользу ценностей духовных.

В Православии идея духовности всегда была преобладающей. Этим вызван интерес к творениям Иоанна Златоуста и распространению сборников Златоструй и Маргарит. В свою очередь, последующие русские авторы, озабоченные социокультурными проблемами нравственного преобразования общества, охотно обращались к киевским предшественникам.

Роль прямого наследника Киевской Руси принял на себя город Владимир. Это была вотчина Юрия Долгорукого, но когда ему досталось великое княжение, он перебрался в Киев, где позже и скончался. Его сын Андрей Боголюбский поступил наоборот: разгромив Киев, он избрал стольным градом Владимир, который стал новым центром Руси, присоединив к себе древнейшие города Ростов и Суздаль.

Владимир стал митрополичьей резиденцией, сюда была взята из Вышгорода святыня Киева — Богоматерь Владимирская. Центром митрополии Руси стал Успенский собор Владимира. Владимиро-суздальские князья проводили по отношению к Новгороду такую же политику, как и Киев: ставили туда князьями своих сыновей, утверждали кандидатов на новгородскую кафедру.

Наряду с этим в культуре Владимиро-Суздальской земли заметно ощущается влияние Господина Великого Новгорода. Андрей Боголюбский и его сыновья Всеволод, Юрий оценили библейскую идею храмоздательства. Наружная скульптура, щедро покрывающая стены храмов (особенно Дмитриевского собора Владимира и Георгиевского собора Юрьева Польского), предоставляет много места ветхозаветным пророкам, циклу псалмов Давида и псалмопевцу — видное место в космогонических картинах мироздания.

В скульптурном декоре храмов в изобилии представлены женские головы. Культ Софии сменился вначале ликами земных дев, а затем — богородичным, восприняв его от культа Влахернской Богоматери. Богоматерь стала почитаться как покровительница Руси.

Как отмечает Г. К. Вагнер, «за пять-шесть лет развития владимиро-суздальской скульптуры мотив женской „маски» из символа Девы Марии — служительницы иерусалимского храма — превратился в образ громадной художественной и социальной емкости, вобрав в себя и элементы фольклора». Это нашло свое отражение в различных редакциях толкования Софии, что будет рассмотрено в дальнейшем изложении. Подводя итог древнейшему периоду освоения Русью понятия и образа Софии Премудрости Божией, приходим к выводу, что оно не было ограничено фреской киево-софийской Оранты или появлением Изборника 1073 года.

Уже в середине XI века тема получает развитие в росписях и храмовых иконах Киева и Новгорода, причем в разных иконографических вариантах и толкованиях. Можно отметить девять основных редакций толкования Софии Премудрости Божией, известных в русской письменности XI — XII веков: 1) 9-я притча Соломона (1). С ней был знаком митрополит Иларион.

Притча была известна при росписи купола Новгородской Софии 1052 года (текст на хартии Соломона в барабане Софии). Ее читал Кирилл Туровский, подражая в своих притчах. Один из наиболее ранних сохранившихся списков притчи Соломона присутствует в составе Паремийника церкви Спас-Нередица XIII века.

2) Толкование Ипполита. Отголоски его в толкованиях, в которых упоминаются Св. Духи по Исайе.

3) Толкование «Ипполита-Анастасия». Известно было при росписи Софии Киевской (отразилось в ее программе).

Пришло на Русь в составе Изборника 1073 года. 4) Первая русская новгородская редакция толкования (для иконы деревянного храма?

5) Первая киевская редакция толкования для иконы и росписи Киево-Софийского собора. 6) Вторая новгородская редакция — толкование на икону София Премудрость Божия новгородского перевода для каменного храма, около 1052 года.

7) Вторая киевская редакция (начала XII века; митрополит Никифор?). 8) Св. митрополит Кирилл Туровский.

9) Третья новгородская редакция для иконы София Евфимиевского времени середины XV века. Данные редакции толкования Софии не сохранились в списках времени их создания, но тексты реконструируются методом связи толкований с росписями Софийских соборов и храмовыми иконами. Если в стенописи Киевской и Новгородской Софии явственно прочитывается зависимость от литературных источников, то в иконе Софии новгородской иконографии первичной является сама икона.

На многих из них толкование прямо вписывается в поле иконы. Дева приукрашивается фольклорными поэтическими образами. Этот образ Девы-Премудрости постепенно оттеснит в древнерусском искусстве другие иконографические варианты.

Толкования не лежали на книжных полках, их читали, в том числе в храме, на службах. До нашего времени сохранились списки богослужебных текстов XIII века с толкованиями Софий. Не один русский человек задумывался о Софии Премудрости Божией при богослужении, при молитве перед иконами, воззрении на мозаики и фрески.

Сама архитектура Софийских соборов располагала к этому.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи