Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Роль Церкви в укреплении нравственной силы народа

Роль Церкви в укреплении нравственной силы народаСередина XIII — первая четверть XIV века — наиболее глухое время в культурном развитии Руси, когда татарские погромы, ввиду феодальной раздробленности государства, были особенно жестокими и разрушительными. С запада неоднократно наступали шведы и немецкие рыцари. Только благодаря беспримерной отваге войск и гению Александра Невского Новгород сумел противостоять мощному натиску крестоносцев, благословляемых Римским Папой.

Важнейшим, цементирующим национальную государственность фактором была Церковь, в ту пору она являлась главным оплотом политического единства Руси, распадавшейся на княжества и уделы. Монголо-татары почли за благо не трогать Церковь как государственный институт.

Велика была роль Церкви в укреплении нравственной силы народа. Татарское иго, говорили ее иерархи, — наказание за грехи, и освободиться от него можно только путем духовного очищения. Город Владимир, сумевший за 80 лет создать художественную культуру высочайшего уровня, был разгромлен, как и города Поволжья.

Жестоко пострадал Киев, надолго не оправившийся после нашествия Батыя, а впоследствии захваченный, как и Полоцк, Литвой и Польшей. Менее других областей пострадал Новгород — он не был взят татарами, и новгородцы приняли это как особое покровительство свыше.

Возникло предание о защите города архангелом Михаилом. Укрепилась вера, что Вседержитель софийской купольной фрески «держит в своей руке весь Новгород». Из трех соборов Софии Премудрости Русской церкви принадлежала теперь только София Новгородская, и она с честью несла свое назначение крупнейшего центра духовной культуры Севера России.

Общий упадок, однако, не мог не отразиться на религиозной и художественной жизни города. Тем не менее Новгород уже в конце XIII века строит каменную церковь Николы на Липне, храм украшается росписью.

Иконописец Алекса Петров в 1294 году пишет превосходную храмовую икону Николая Чудотворца, покровителя торговых и путешествующих людей. В Новгороде — крупнейшем центре ремесла и международной торговли — на протяжении столетий сохранялись зодчество, иконописание и книжное дело. Город, но грамотности один из первых, был хранителем и древних рукописей: более половины уцелевших до наших дней происходят из Софийской библиотеки.

Из этой сокровищницы переписчики черпали тексты не одно столетие. Списки рукописей новгородского происхождения XIII-XVI веков нередки в собраниях Троице-Сергиевой лавры, Ярославля, Костромы, Соловецкого монастыря.

Притча Соломона была известна при росписи купола Софии. Один из ранних ее списков есть в составе Паремийника церкви Спаса Нередицы XIII века.

Ее предваряют выписки из 3-й притчи Соломона: «Бог премудростию основа землю». Притча излагается в переводе, отличном от других древнерусских текстов: с перестановкой слов и фраз, другими наименованиями предметов («Притча Соломона, сына Давидова, иже царствовал в Израиле»; не «потир», а «кратырь»). Притча приведена не полностью, но в целом текст весьма близко повторяет содержание Соломоновой притчи.

В конце статьи — пометка о чтении: «в среду 3 нед(ели)». В Обиходе — рукописи этого же столетия — толкование составлено для службы со стихирами и канонами, кондаками и икосами. В рукописи XIII века мы уже встречали редакцию К-2 (о вочеловечении Христа).

Вначале читается 1-й стих о Премудрости в редакции К-1: «Премудрость созда себе храм. Т. Премудрость есть Божество, а храм — Богородица».

Затем — о Преполовении, о чуде в Египте с осушением моря для исхода иудеев из рабства. Далее сохранены мысли 9-и притчи Соломона, но они изложены иначе, чем в известных нам переводах и толкованиях притчи, более подходящие для пения в русских храмах. Изъясняются места, трактуемые символически («пиво истины»).

В Обиходе появляется упоминавшийся выше аспект толкования Премудрости — Преполовение как первое учительное выступление Христа, символ смены Ветхого Завета Новым Заветом. Согласно Евангелию, двенадцатилетний Христос в третий год своей евангельской проповеди в иерусалимском храме, в середине ветхозаветного праздника «кущей» — Преполовения (в половине между Пасхой и Троицыным днем), открыл свою божественную силу и славу мессии.

Сюжет Преполовения распространен в древнерусской живописи — в иконах и в стенописи, он есть в росписи сводов Нередицы (1199). Слова Обихода о том, что Бог «иногда» (некогда) является Израилю и не разлучается с ним, ибо он — Бог первый и другого нет, — укрепляли христиан в особом божественном покровительстве.

Представляет интерес проследить нюансы, которыми насыщаются тексты новгородских толкований. С одной стороны, они дополняются новыми библейскими пророчествами, но Давид уже, оказывается, пророчествовал о семи соборах, «завещающа завет избранным моим».

И Давид же прорекает (по Григорию Богослову), что Чаша в руке Господа исполнена вина растворенного, переливающегося «от жидов к крестьяном» (от иудеев к христианам), а Иеремия пророчествовал своими словами («исправите в ведении разум сиречь в вере истину»), будто оставивший Христа умрет. Твердо сложившийся взгляд, обоснованный отцами Церкви, что Ветхий Завет есть провозвестник Церкви Христовой, давал истолкователям право пророческие слова воспринимать как доказательство истинности христианства. Богословы уверенно прибегали к авторитету Библии эпохи великих пророков, но со временем, с изменением исторических обстоятельств, возымело силу сознание, что иудеи прокляли Христа и благодать от «неверных» перешла к христианам.

С тех пор библейские тексты исправлялись большею частью по греческим переводам. В области изобразительного искусства на Руси тема Софии в XIII веке не обнаруживает себя, хотя нельзя утверждать, что она была совсем забыта. От этого времени сохранились актовые печати новгородских владык — Далмата (1251-1273) и Климента (1276-1299), где присутствует София.

На обороте буллы — изображение Богоматери Знамение в рост с титлами: на нимбе Богоматери», на нимбе младенца. Подробность эта в известной мере характерна для новгородцев: используя широко известный и особо почитаемый в Новгороде перевод иконы Знамения — Влахернитиссы, они сочли нужным уточнить свое понимание, что Премудростью является именно Христос. В конце XIII — первой половине XIV века тема Премудрости привлекает к себе внимание в стенописи славянских балканских стран, переживавших подлинный расцвет.

Болгария, Сербия, Македония притягивали к себе творческие силы Византии, ослабленной латинским завоеванием. Широкий интерес к теме Премудрости в XIV веке связан с напряженностью идеологической жизни на Балканах: еретическими движениями богомильства и иудаизма, мистическим движением исихазма и спорами о божественных энергиях.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи