Последние публикации
  • 09.06.2015
    Система росписи Софии Киевской

    Система росписи Софии Киевской разрабатывалась, несомненно, при активном участии митрополита Илариона, в Слове о Законе и Благодати он показывает хорошее знакомство с книгами Ветхого Завета. Уже в первых строках Слова Иларион дает картину истории религии во всемирно-историческом... 
    [Читать полностью]

Партнёры

Композиция «Чудо в Латоме»

Композиция «Чудо в Латоме»В композиции «Чудо в Латоме» (Видение пророков Иезекиилл и Аввакума) всю верхнюю часть иконы занимает Спас Еммануил «во славе». Он парит на фоне семи кругов небесной сферы, его правая рука поднята к небесам, в левой руке развернутый свиток с надписью (по-гречески) из пророка Исайи: «Вот он, Бог наш! На него мы уповали и он спас нас!» У Аввакума — развернутый свиток с текстом из пророчества Иезекииля (3:1): «сын человеческий съешь этот свиток». Аналогичная композиция есть в притворе Бачкова монастыря XII века. В мозаике алтаря храма Св. Давида в Салонике (V-VI вв.) близкая по сюжету композиция, но Еммануилу предстоят апостолы Петр и Павел.

В последующие века, после захвата Болгарии и Сербии турками, искусство Балкан испытывает влияние западных стран, а с XVI века — Руси. После нашествия монголо-татар на Русь здесь были нелегкие времена.

Феодальная раздробленность ослабляла государство, но одновременно и способствовала созданию местных архитектурных и художественных центров. Постепенно жизнь возвращается в прежнее русло.

Это видно уже из то-, го, что в конце XIII-XIV веках заметно повсеместное оживление строительной деятельности. Строятся соборы с посвящением архангелу Михаилу в Москве, Ярославле, Устюге, Рязани — для них создаются храмовые иконы архангела Михаила, Собор Архангелов, Чудо в Хонех, с изведением источника.

Образ Софии в виде архангела Михаила, почитаемый в Софии Юстиниановой и Софии Киевской, приобрел значение патрона русских князей. Этим можно объяснить, что иконы особенно берегли.

Древнейшие среднерусские иконы представлены в значительной степени образами архангела Михаила: икона архангела с припадшим Иисусом Навином начала XIII века (Музей «Московский Кремль») и Архангел Михаил около 1300 года из Ярославля, связанные с княжескими домами. От XIII века сохранилась икона устюжского Архангельского собора Собор Архангелов Михаила и Гавриила превосходного письма.

Устюг первоначально принадлежал Ростовской епископии. Композиция возникла в IX веке как знак восстановления почитания икон — при иконоборцах они находились под запретом. Одним из крупнейших городов Руси была Рязань, рязанские земли занимали обширное пространство.

Город разрушен татарами до основания н перенесен в другое место, но археологические раскопки дают представление о широкой экономической, культурной и строительной деятельности Старой Рязани, с фундаментами храмов, фресками. Клады арабских монет VIII-X веков, византийских монет XII века свидетельствуют о широких торговых и культурных связях Рязани со странами Востока, Византией и Балканами.

Здесь сохранилось несколько икон и скульптура с изображением архангела Михаила и Чуда в Хонех. Представляет интерес большая икона Чуда в Хонех в виде стоящего в рост архангела, написанная для Рязанского Архангельского собора в 1854 году, несомненно, взамен обветшавшей древней — для XIX века эта иконография необычна. У архангела Михаила в левой руке — держава, в правой — скипетр, которым он изводит источник.

У его ног, справа, фигура малого размера, коленопреклоненного игумена Архипа. Над архангелом — надпись «СОФИА» (О возобновлении икон; Любарский). Как весьма редкий пример того, что архангел прямо назван «Софией», икона уникальна.

Известен и другой пример того, что София представлена в древнерусской живописи в виде архангела, — «София» присутствует в миниатюре Киевской Псалтири. Иллюстрируется вся первая часть псалма: моление Давида перед иконой Христа, град Божий, две реки, истекающие из олицетворений в виде античных голов, — и трехглавый храм с крестами на куполах, балку которого поддерживает архангел. Над храмом надпись: «С(вя)таа Софiа».

Миниатюра относится к тексту: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело. Сего ради не убоимся егда смущается земля и прелагаются горы в сердца морьская. Въшюмеша и смутишася воды их, смутишася горы крепостью Его. Речная устремления веселят град Божий: освятил есть село свое вышнии.

Бог посреде его, и не подвижится. Поможеть ему Бог утро заутра». «Божий град — Иерусалим», храм, построенный Давидом и завершенный Соломоном; образ Спаса превратил его в Новый Иерусалим.

Полагают, что именно ангел, а не храм является олицетворением Премудрости, но в толкованиях храм также выступает как символ Премудрости. Уподобление Премудрости храму и архангелу связано с 9-й притчей Соломона (ср. с миниатюрой Сербской Псалтири 1346 г., на одном из листов которой с изображением трехглавой церкви надпись: «София Премудрость Божия»).

Последние строки приведенного стиха из Киевской Псалтири повторяют надпись вокруг алтарной арки Киевской Софии. Рукопись является копией с более древней греческой или нескольких греческих рукописей (Розов), но создана художниками московского круга. Вероятно, аналогичная миниатюра уже имелась в протографе, созданном, как полагают, в XI веке.

Вернемся к иконам из Рязани. Необычна также иконография иконы Лоратный архангел Михаил с Чудом в Хонех конца XV века (Рязанский областной художественный музей): правой рукой он изводит копьем источник, в левой держит многослойный диск, сердцевину которого заполняет композиция Души праведных в руце Божией, вся написанная в голубом, небесном цвете.

Лор и кайма одежды архангела Михаила украшены шестнадцатью медальонами с бюстами архангелов — своего рода вариант Собора Архангелов.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

История икон и иконописи